Все жители, составляющее народонаселение Царицынского уезда, исповедуют христианскую веру, исключая калмыков-идолопоклонников, но их очень не много и они скорее не исповедуют никакой веры. Калмыки чрезвычайно падки до водки; они или занимаются пастьбой скота в общественных табунах, или круглый год живут в своих кибитках (юртах) при бойнях.
Господствующее здесь вероисповедание — православное, греко-российское, к которому принадлежат и некоторые из калмыков, принявших крещение в начале XIX-го столетия. Раскольников в уезде не много; центры их главным образом сосредоточены в посаде Дубовке и городе Царицыне. Собственно в настоящее время раскол распадается. Существенная причина уменьшения закоснелости раскола заключается в том, что правительство прекратило суровые меры против старообрядцев, возбуждавшие фанатизм раскольников и их убеждение, что исповедуемая ими вера есть та истинная древне-православная, ради которой можно и должно потерпеть гонение и даже смерть. Но новые секты, как-то: пашковщина, толстовщина и штунда, действительно явления в высшей степени не желательные: отрицание церкви как истинного храма Божьего, не почитание икон, признание властей — насилием, наглое толкование всего этого в местах скопления людей — вот истинный вред, с которым надо бороться энергично. Слышать подобное учение из уст какой-нибудь слепой девки, живущей праздно в среде своей бедной семьи и нечего не делающей — странно, но между тем вредное учение, по большей части, и посевается в душу таких же убогих, а те уже распространяют его, высказывая, что — "зачем де вы идолам покланяетесь, ликам то на иконах ваших изображенным; ведь еще закон Моисея предусмотрел это, говоря во 2-й заповеди - "не сотвори себе кумира и всякаю подобия елико", т. е. о самых ваших ликах здесь и упоминается". (Минх А. Н. подобную проповедь слышал именно из уст одной слепой девки в Царицыне.)
Большинство православных безусловно тяготеет к церкви и относятся с несомненнным уважением ко всем священным обрядам; это доказывается тем, что каждый год в уезде где-нибудь, или строится новая церковь, или обновляется старая, или же увеличивается штат церковно-служителей в приходе. Конечно можно это объяснять в том числе и ростом населения, однако главное-то заключается именно в религиозности населения, и усердии в вере. Известный во всей губернии священник посада Дубовки отец Николай привлекает к себе массу народа, ищущего утешания в молитвах. Село Городище, Ерзовской волости, каждый год на 9-ю пятницу, видит великое множество людей, приходящих туда для молитв пред иконою св. Параскевы. В проезд же о. Иоанна Кронштадтского мимо города Царицына на пароходе, в 1894 году, жители города побросали все свои дела и поспешили на набережную, чтобы увидеть своими глазами нашего российского молитвенника. Отец Иоанн однако не сходил с парохода, что чрезвычайно оторчило горожан: были видны у многих слезы, слышались рыдания и сокрушения, "уж видно мы так грешны, что недостойны встретить у себя великого учителя". Храмы Дубовские и Царицынские каждый праздник полны молящихся, из этого видно, что в здешнем народе неизсякла великая набожность. Церковно-приходские школы, как поддержка релегиозности, отвечают своему назначению во всех отношениях; процент грамотных, с вложенным в них началом страха Божия, растет, учащиеся привыкают к храму, участвуя там в пении и чтении, а эта привычка, как замечено, остается на целую жизнь. Только разные подпольные секты, к сожалению, проникая в селения, оставляют там свой вредный след, но есть большая надежда, что с развитием народного образования, секты эти потеряют почву и потерпят полную неудачу.
Сказавши о набожности населения, как о добродетели, приходится говорить и о народных пороках. Привычка к раздольному и степному простору, к дикой свободе и своеволию составляет главный характер здешних пороков, да еще пристрастие к хмельным напиткам, которые свободно употребляют не только женщины, но и девки; пьют разумеется, при случае — в праздники, или на базарах и ярмарках. Запойных пьяниц в народе мало, но все-таки и эти не важные привычки ведут за собою много проступков: ссоры, драки, буйство, а затем — воровство, разврат и так далее, смотря потому как глубоко укоренились дурные наклонности и привычки.
Относительно характера, нрава и способностей природа не обидела здешнего простолюдина, и все зависит от того насколько он беден или в довольстве, земледелец ли он в полном смысле слова или еще и промышленник, ремесленник и торговец. Вообще же здешний простолюдин, между себе подобных, прост, доступен и откровенен, но перед начальством хитр и скрытен. Семейные разделы стали здесь за последнее время делом самым обыкновенным, так с 1866 года по 1882 в 6 волостях уезда: Отрадинской, Ерзовской, Песковатской, Александровской, Липовской и Ольховской было 2413 случаев семейных разделов, в том числе 213 разрешенных сельскими сходами и 2200 самовольных.
В 1873 году в Царицынском уезде было православных 51113 душ обоего пола, раскольников разных сект — 800, лютеран — 1011, прочих нехристиаиских исповеданий — 333 человека обоего пола. Церквей каменных — 5, деревянных — 19 и каменная лютеранская церковь — 1 в колонии Сарепте. В 1873 году в городе Царицыне было 3 случая смертоубийств, в уезде — 2 и посаде Дубовке — 2; самоубийств: в городе Царицыне — 1 и уезде — 1. В 1889 году было незаконнорожденных и в городе Царицыне — 36, в уезде и посаде Дубовке — 3; смертоубийств: в городе Царицыне — 1, в уезде — 1; самоубиииств: в городе Царицыне — 3 мужчин; от пьянства умерло в гор. Царицыне 3 мужчин.
В 1888 году в Царицынском уезде было грамотных, без учащихся детей, мужчин — 3235, женщин — 73, всего 3308 — на 73473 души обоего пола всего населения без города и посада Дубовки. Земских народных школ было в уезде — 19, в них учащихся 1252 мужского пола, 244 женского, всего 1496 обоего пола; окончили курс в 1887—1888 г.г. мальчиков 113 и девочек — 15, из числа их 95 мальчиков получили свидетельства, а 18 не явились на испытание. Все 19 школ имели собственные помещения; расходы на них простирались: от земства — 7250 руб., от сельских обществ — 2697 руб., попечительств и частных лиц — 150 руб. Церковно-приходских школ и школ грамоты было — 17, в них учащихся — мальчиков — 373, девочек — 113, итого — 486; из числа этого типа школ имели свои помещения лишь 3 школы: расходовалось на них духовно-церковным попечительством — 30 рублей, сельскими обществами и частными лицами — 47 рублей, городскими обществами — 100 рублей. Школ грамоты отдельно — 11, в них было учащихся — 243 обоего пола.
Общее число подсудимых по делам, бывшим в рассмотрении мировых судей в течение 1873 года по Царицынскому уезду было: мужчин — 1851 и женщин — 211; из этого числа оправдано — мужчин 424, женщин 81; обвинено — мужчин 471, женщин 63, числилось к 1874 году подсудимых по делам нерешенным мировыми судьями — мужчин 956 и женщин 67. Самый большой процент обвинений падает на оскорбление чести, угрозы и насилия (мужчин 897, женщин 119), затем по кражам, мошенничествам и обманам (мужчин 477, женщин 42). Было приговорено мировыми судьями: к тюремному заключению — 82, к аресту — 128; к денежным взысканиям — 321 и выговорам — 3. Из этого числа было: грамотных 157 и неграмотных 377 человек; несовершеннолетних от 10 до 17 лет было 7 человиик. Волостными судами в 1873 году решено было дел по проступкам 218, оправдано 46 человек, обвинено 221 человек, из них наказано розгами 100 челов.; окончено миром 54 дела.
В книге Царицынского уездного полицейского управления «Описание Царицынского уезда за 1802 год», приводятся следующие данные о нравственности жителей 1-го стана Царицынского уезда:
«В этом стане существует 5 сельских ярмарок, из них скотских в селах Ольховке и Солодче; 7 винных складов; 1 ведерная лавка; 4 корчмы; 32 винные лавки и 1 трактир в с. Ольховке с четырьмя биллиардами: торгуют водкой шибко. Особенно в упадке нравственность в Александровской, Липовской и Ольховской волостях. До 85 мужей бросили жен и около 136 жен бросили мужей; в этот счет не входят те женщины, которые явно не бросают мужей, но тайно не верны им. Неблагонадежных людей в стане 454 человека, в том числе 26 женщин (из 10874 муж. и 11199 женщ. по 10 ревизии). Раскольников разных сект мужск. пола 227 и женск. 230, главным образом в Балыклейской и Липовской волостях. В с. Гусевке и д. Кленовке, Ольховской волости, 2/3 женщин занимаются проституцией, причиною тому происходящие в с. Ольховке базары, где производится наемка рабочих с неизбежными магарычами. В с. Ольховке, с. Гусевке, Каменном Броде и Захаровке, в домах вдов или солдаток, где нибудь на краю села, по осениим и зимним вечерам происходят посиделки: там, не столько работают (для этого собственно посидилки то и устраиваются), сколько поют песни, пляшут, пьют водку и развратничают. Молодежь мужского пола на эти посиделки тащит из дому, что только подходящее попадется под руку: сало, птицу, говядину, семечки, добывают и водку, до которой охочи и девушки. В ceле Липовке происходят в зимнее время кулачные бои, в которых участвуют даже до 400 человек. В хуторе Умете, Липовской волости — притон разных бродяг. В селениях Солодче и Трудовке, Александровской волости, развито отчаянное пьянство и разврат; а в деревне Стефанидовке, по свидетельству станового пристава, в редком доме нет румян и белил, и проституция в большом ходу».
Если к этому добавить еще широко поставленную организацию конокрадства в 1-м стане, то выйдет картина нравов населения, ужасно дикая, так как полицией замечен упадок нравов в большей части этого стана, именно в 3-х волостях: Александровской, Липовской и Ольховской. О меньшей части стана, т. е. о двух остальных волостях — Балыклейской и Романовской и о всем населении 2-го стана, так плохо в книге «Описание уезда» не отзываются.