Найти в Дзене
Океан Между Нот

Лики Люцифера

Образ Врага Рода Человеческого несколько раз использовался для кристально-чистого чёрного пиара. Ну нет ничего дьявольского ни в сонате соль минор Джузеппе Тартини, ни в каприсах его соотечественника Николло Паганини. Только грамотно организованная подача материала, как на дзене: яркая обёртка и цепляющий заголовок.

В эту же компанию я помещаю и Сергея Васильевича Рахманинова с его любимой "фирменной" секвенцией Dies Irae. По сути в этом мотиве проявляется его собственный внутренний демон (почти домашний), а никак не Сатана.

Главный дьявол классической музыки - Мефистофель, персонаж драмы "Фауст" Иоганна Вольфганга фон Гёте. Его образ в первую очередь находил воплощение на оперной сцене, а также песнях и балладах. Особое внимание композиторы уделяли смеху героя, ярко рисуя своеобразный "мефистофельский" хохот.

Фёдор Шаляпин в роли Мефистофеля
Фёдор Шаляпин в роли Мефистофеля

Самые известные куплеты Мефистофеля ("Le veau d’or est toujours debout") звучат в опере "Фауст" Шарля Гуно, издевательски обличая естественную человеческую потребность в хорошей и зажиточной жизни.

Модест Петрович Мусоргский в "Песенке о блохе" мастерски воспроизводит характерный смех Князя Тьмы, показывая, что Мировому Злу свойственно чувство юмора, с ним не соскучишься.

Первоначально сочинение Мусоргского предназначалось для контральто Дарьи Михайловны Леоновой и, только спустя некоторое время, перекочевало в репертуар мужских голосов. Альфред Гарриевич Шнитке в какой-то мере шёл по его стопам. Партия Мефистофеля-карателя в кантате "История доктора Иоганна Фауста" была написана для контральто. Вот это настоящая дьявольская музыка. И как удивительно точно подмечено композитором, что женское начало в Ангеле Преисподней имеет более чем определяющее значение. Если взялся танцевать с дьяволом танго, танцуй до конца. Своего конца.

К женщинам я ещё вернусь. А пока вспомню комическую оперу Берджиха Сметаны "Чёртова стена", в которой некий дьявол по имени Рарах не только пытается вовлечь в свои сети человеческие души, но и вредит напрямую, преграждая скалой течение реки Влтавы. Козни Нечистого, а заодно и горную породу разрушают любовь и раскаяние героев оперы.
В общем, та ещё сказка. Послушаем дьявольские танцы и проклятия из третьего акта.

Игорь Фёдорович Стравинский в фаустианском опере-балете "История солдата" переплетает все существующие дьявольские сюжеты: продажа души, скрипка, богатая жизнь, победа реализма. Для Повелителя Тьмы композитор написал специальный танец в стилистике джазовых ансамблей.

Дьявол любит танцевать. Лучшие танцы для Низвергателя Царей придумывал Ференц Лист. Около 1860 года он написал "Первый Мефисто-вальс", через двадцать лет - Второй, а незадолго до смерти "Третий Мефисто-вальс" и очаровательную "Мефисто-польку". Наибольшую известность приобрёл "Первый Мефисто-вальс" в авторской транскрипции для фортепиано. Смотрим исполнение Хатии Буниатишвили. Дьявольски хороша.

Итак, женщины. Саундтрек к фильму 1987 года "Иствикские ведьмы" о трёх неудовлетворённых жизнью молодых особах, встретивших на своём пути дьявола Дерила, написал Джон Уильямс, и "Танец Дьявола" в нём потрясающий.

Авторство музыки, раскрывающей суть Великого Зверя принадлежит русскому композитору Галине Ивановне Уствольской. Никто другой не смог так показать Люцифера-Венеру. Например, "Большой дуэт для виолончели и фортепиано" 1959 года. Это музыкальное воплощение Тьмы жутким двухстопным скандированием в духе Dies Irae, но не прирученным рахманиновским, а максимально инфернальным. Акцентированное вдалбливание механически повторяющихся интонаций, токкатные ритмы и неестественно высокий "стеклянный" регистр фортепиано дополняют картину ужаса. Слушаем первую часть.

"Композиция № 2" сразу имеет подзаголовок "Dies Irae" ("День гнева"). Восемь контрабасов создают огромное динамическое напряжение, что в сочетании с глухим тембром определяет весьма специфичное звучание - будто из преисподней. Фортепиано трактуется как ударные.

Дополнительно для этого сочинения Уствольской был изобретён специальный деревянный куб, звук которого символизирует древнее сакральное орудие било, или клепало. В средневековых мистериях звук ударных неотделим от идеи Сатаны. Смотрим фрагмент.

В заключении приведу фото двойной статуи, по сведениям из Интернета, созданной неизвестным французским скульптором в XIX веке и хранящейся в музее Салар Джанг в Хайдарабаде (Индия). С одной стороны на нас смотрит Мефистофель, но в зеркале мы видим настоящий образ.

Двойная статуя Мефистофеля
Двойная статуя Мефистофеля

На этом всё. Традиционная несмешная байка:

Английский художник Джошуа Рейнолдс написал портрет замечательной певицы Мары в виде святой Цецилии, которая безмятежно слушает пение ангелов. Портрет вызывал восхищение у современников, о нём много и с восторгом толковали, и все сходились во мнении, что портрет и задуман, и исполнен блестяще. Но когда художник показал свое произведение Йозефу Гайдну, тот лишь покачал головой.
- Она очень похожа, вот только на рисунке вы допустили большую ошибку.
- Какую же? - удивлённо спросил художник.
- Вы нарисовали, как Мара слушает ангелов, вместо того чтобы нарисовать ангелов, которые слушают её ...

При подготовке публикации использованы материалы книги
Натальи Викторовны Васильевой "Галина Уствольская", издательство "Композитор - Санкт-Петербург", 2014 год.

Уважаемые читатели, публикации на подобную тематику уже были на канале и они не потерялись в глубинах Океана между Нот, а бережно собраны в каталоге публикаций. Сохраните его себе на память - не пожалеете.