В этой прекрасной картине скрыто гораздо больше, чем кажется. О некоторых символах и аллегориях этого удивительного полотна и пойдет речь в этом обзоре.
Боттичелли писал «Весну» по заказу Лоренцо Медичи. Картина должна была стать его свадебным подарком троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо. Картина стала не просто изображением мифологического сюжета, а философским напутствием будущему браку. Практически все элементы «Весны» содержат те или иные символы или аллегории.
⠀
Венера изображена в самом центре картины в апельсиновой роще: Но это не блистательная и роковая богиня, а скромная замужняя женщина (что можно понять по ее фате). Ее правая рука занесена в благословляющем жесте. Когда Боттичелли передавал свое творение Лоренцо, то он акцентировал внимание именно на фигуре Венеры. Если тому удастся сочетаться браком со столь благородной богиней, то жизнь его будет сладострастной и счастливой.
⠀
Три Грации олицетворяют женские добродетели: Целомудрие, Красоту и Наслаждение. Жемчужины на их головах символизируют чистоту. Грации вроде бы и в одном хороводе, но движения их разобщены. Целомудрие и Красота изображены спереди, а Наслаждение - спиной, и ее внимание приковано к Меркурию.
⠀
Меркурий в мифологии олицетворял разум и красноречие. В Древнем Риме ему был посвящен месяц май, названный в честь матери божества нимфы Майи. К тому же свадьба Пьерфранческо была назначена именно на этот месяц.
⠀
Для того, чтобы изобразить Весну, Боттичелли представил целый три фигуры. Эта была отсылка к мифу о том, как весенний ветер Зефир влюбился в нимфу Хлорис и тем самым превратил ее в богиню цветения Весну. Изо рта Хлорис слетает барвинок, который становится продолжением следующей фигуры. Так художник показал превращение нимфы в богиню.
⠀
Весна предстала на картине в образе юной девы в наряде, украшенном цветами. Неспешно выступая, она разбрасывает розы. Цветы на платье так же выбраны не случайно. Васильки – это символ приветливости, лютики – богатство, ромашка – верность, а земляника – нежность.
⠀
Над головой Венеры изображен ее сын Амур, который целится в одну из Граций. Глаза его завязаны - любовь слепа. По одной из версий, Боттичелли в образе Амура изобразил себя.
Существует ещё другое трактование этой картины и её смысла.
( кстати, мне оно «ближе»)
Это теория принадлежит русскому искусствоведу Паоле Волковой.
Более подробно она описана в её книге «100 шедевров Уффицы».
Я постараюсь кратенько пересказать 🙃