В этом году второй этап чемпионата мира — ралли Швеция — прошел при почти что полном отсутствии снега и льда на спецучастках.
Несмотря на сомнительные условия, организаторы при поддержке FIA и после проверки маршрута Тимо Раутиайненом и Маркусом Гронхольмом приняли решение провести гонку в сокращенном формате. Вскоре после ралли корреспондент AUTOhebdo побеседовал с директором FIA по ралли Ивом Маттоном, который рассказал о том, как и для чего было решено дать «зеленый свет» ралли Швеция в неподходящих для этого условиях.
Как так вышло, что вы все-таки решились на проведение ралли Швеции в условиях, и близко не похожих на зимние?
Ив Маттон: За десять дней до старта мы провели конструктивную встречу с организаторами, промоутером и командами. Судя по имевшимся на тот момент метеосводкам, мы могли провести гонку, но по сокращенному маршруту и в очень непростых условиях. Мы решили, что это наилучший вариант в разрезе общей стратегии чемпионата и сохранения в его расписании зимнего ралли.
Считаете это правильным решением?
Ив Маттон: Думаю, это был наилучший выбор из доступных. Погода позволяла провести два дня гонки — по сокращенному маршруту, но в приемлемых условиях. Формат мероприятия после этого, конечно, больше походил на спринт, но это не было проблемой, коль скоро мы знали, что именно нам предстоит. Со спортивной точки зрения, оно того стоило.
И это при том, что в таком виде ралли не дотягивало до стандартов этапа чемпионата мира…
Ив Маттон: Да, условия, в которых состоялась гонка, нисколько не походили на те, которых мы обычно ожидаем от ралли Швеция. Второй раз в таких обстоятельствах мы гонку проводить не будем. В этот раз мы пошли на компромисс только потому, что мы хотим сохранить шведский этап WRC. Отмена гонки стала бы сокрушительным ударом по организаторам, а нам это не нужно.
И каким образом можно обезопасить себя от повторения сценария 2020 года?
Ив Маттон: Мы обсудили этот вопрос с организаторами и теперь ждем от них предложения, которое в будущем гарантирует нам настоящее зимнее ралли. Существует несколько вариантов: например, оставить сервис-парк в Турсбю, но организовать спецучастки севернее, где есть снег, или полностью перебраться на север. Решение за ними.
А не было ли рискованно для экипажей отправлять их на гравийные спецучастки с шипованной резиной, не имея представления о её надежности и эффективности в таких условиях?
Ив Маттон: Отвечу вопросом на вопрос: «Как гонщики комментировали ситуацию до старта и как они комментировали её уже по ходу гонки?» По факту мы получили более удобные условия, чем ожидалось перед стартом, и уложились в отведенную квоту шин — правда, за счет сокращения общей дистанции ралли. Негативных и тем более панических комментариев мне не поступало.
Рассматривается ли вариант проведения зимнего ралли за пределами Швеции?
Ив Маттон: Не могу сказать, что это невозможно, но к настоящему времени такой шаг не планируется. Ралли Швеция — часть традиции, неизменная часть серии. Поэтому наша главная цель состоит в том, чтобы найти решение, которое позволит сохранить этап.
Быть может, нам следовало озаботиться этим раньше — особенно после 2016 года, которое тогда стоило рассматривать как предупреждение. Это можно было предвидеть, но мы этого не сделали. Может, хотя бы теперь мы начнем действовать.
Чем было продиктовано решение начислять очки за сокращенное ралли Швеция в полном объеме? Было ли это необходимо?
Ив Маттон: Дело в том, что участники серий поддержки (речь о чемпионатах WRC 2 и WRC 3) вправе заявляться на конкретные этапы по ходу чемпионата. Таким образом, было бы некорректно ограничивать тех, кто приехал в Швецию, по сравнению с теми, кто предпочел другие этапы. Все участники были заранее извещены о грядущих изменениях в формате ралли Швеции, а это значит, что у них была возможность соответствующим образом скорректировать свою стратегию на сезон.