Найти тему
Graphic novels

“Пьеро” Бодуэна — графический роман о счастливом детстве, мечтах и рисовании

Эдмон Бодуэн "Пьеро". Пер. с фр. Михаила Хачатурова. СПб.: Бумкнига, 2017
Эдмон Бодуэн "Пьеро". Пер. с фр. Михаила Хачатурова. СПб.: Бумкнига, 2017

Графический роман Эдмона Бодуэна о собственном детстве, прошедшем на юге Франции в 1950-е гг., отношениях с братом, их общем увлечении рисованием и мечтах. Автор не только создает идиллические зарисовки безмятежного детства, с играми, прогулками, рисунками, полетами во сне, но и говорит о неизбежности взросления и связанных с ним переменах, размышляет о безграничности детской фантазии и о том, как взрослым сохранить способность мечтать.

-2

Братья Пьеро и Момон проводят всё время вместе. Они много рисуют, фантазируют, лепят из глины. По современным меркам их детство, в котором не было телевизора, Интернета и приставки Nintendo, кажется довольно странным. Но братья Бодуэн находили счастье в других вещах. Их любимым делом было рисование.

-3

Хоть автор и говорит: “Пьеро любил рисовать машины, я больше любил лошадей”, их интересовали и многие другие вещи — инопланетяне, рыцарские замки, опавшие листья, лица людей с газетных фотографий. “Иллюстраций дома было не густо. Долгое время нашей единственной книжкой с картинками оставался альбом с видами Швейцарии. <...> Ещё мы срисовывали картинки с календарей и черно-белые фотографии из газет”.

-4

Братья по-разному воспользовались художественным талантом. Пьеро поступил в Парижскую школу изящных искусств, но после ее окончания разочаровался в искусстве и стал декоратором. Эдмон (Момон) до тридцати лет работал бухгалтером, а потом решил вернуться к рисованию. Его первый комикс вышел в 1981 году, на тот момент автору было почти сорок лет. Сейчас Эдмон Бодуэн создал около 80 книг.

Ностальгический роман “Пьеро”, в котором он передал собственное видение детства, со временем, возможно, идеализированное, остается самым личным его произведением. В одном из интервью Эдмон Бодуэн сказал: “Мой брат сделал обложку, но это не значит, что он со всем согласен”. Было бы интересно прочитать версию самого Пьеро.

-5

История поражает светлой атмосферой любви, взаимопонимания, творчества и счастья, поэтическим изложением. Автор — большой поклоннник поэзии, и это чувствуется в меланхоличной манере повествования, которая строится на ярких образах — образ вызывает из памяти историю.

-6

Книга Эдмона Бодуэна впервые вышла в 1995 году, в России — в 2017-м. Он работал над ней в кафе, использовал рапидограф (инструмент для выполнения чертежных работ, представляет собой небольшую трубку и баллончик для туши). Бодуэн неслучайно отказался от кисти. “Эмоционально мне было тяжело работать кистью, так как брат еще больше проникал в меня, а я — в него, и поэтому я выбрал рапидограф”. Книга полностью черно-белая. Эмоции героев и настроение в кадрах создаются за счет линий и штриха. Повторяющиеся образы — птиц, опадающих листьев, разлетающихся листов бумаги напоминают о полете фантазии, об утраченной многими взрослыми способности летать во сне. Бодуэн в «Пьеро» рассказал красивую многослойную историю о прошлом, вся прелесть которой в послевкусии — ощущении легкости и душевной теплоты, удовольствии замечать и радоваться простым моментам счастья, наводящим на мысли о поиске собственного решения, как «продлить детство...»