Найти тему
Тонкая штучка

Маленькая Вера: история страсти и глупости

Наткнулась я вот тут на рассуждения о героинях советского кино. В частности, автор поминает и Веру (акт. Н. Негода) из фильма «Маленькая Вера», 1988 год. Недобро, нехорошо поминает. И я с автором согласна: Вера не тот персонаж, который достоин сочувствия или хотя бы малой толики уважения.

Вера – это дно нашей жизни, способное на самые низменные поступки. Ее приговор – это предательство Сергея. Ее любовь к нему заканчивается тем, что она готова подставить возлюбленного ради того, чтобы отмазать от тюрьмы отца. Конечно, спасение отца дело благородное. Бывали дочери, которые с*бственным м*локом кормили заключенных узилище отцов. Да, есть такой миф. Но тут…

Рубенс. Отцелюбие римлянки. Римский писатель Валерий Максим в сочинении «Достопамятные деяния и изречения»: Отец римлянки Перо - Кимон, был взят под стражу. И она его, совсем уже старого, будто ребенка, кормила своей грудью.
Рубенс. Отцелюбие римлянки. Римский писатель Валерий Максим в сочинении «Достопамятные деяния и изречения»: Отец римлянки Перо - Кимон, был взят под стражу. И она его, совсем уже старого, будто ребенка, кормила своей грудью.
«Давайте не будем нервничать, и во всём не торопясь разберемся», - как говорил один из моих любимых киногероев следователь Антонов (фильм «Профессия следователь», 1982 год).

Итак, Вера… То, что режиссер В. Пичул гениально передал социальное дно, где вызревали такие цветы – это полностью его заслуга. Вот он, тот средний срез советского общества, про который как бы никто не знал. Но он был. И вот в семье простых работяг (вкалывающей матери и пьющего по выходным отца) растут дети. Сын, сделавший прекрасную карьеру: врач, москвич. Да, такое вполне возможно, это правда жизни. И дочь, которая в силу своей п*ловой принадлежности, крайней ограниченности и жуткой невоспитанности является слабым звеном.

-2

Ну вот вы скажете: Вера не виновата! Её среда заела! Кстати, это любимое оправдание русской интеллигенции своих героев: «среда заела». Про это и Тургенев, и Чехов писали. Эта фраза вообще родом из 1840-х годов и с тех пор, кажется, ничего не изменилось.

-3

Но сделаем маленькую поправочку. Среда заела и другого героя фильма – Сергея (акт. А. Соколов), выходца из принципиально иного слоя общества. По всему видно, что Сергей – беглец из весьма интеллектуальной и состоятельной среды. Тот тип героя, который уже, опять-таки, не первое столетие ищет «правды в народе и в опрощении». Почти как Лев Толстой.

Но если у Сергея кое-что в голове и в душе имеется, то у Веры – там вовсе ничего нет. Сергея по ошибке принимает Веру за существо себе равное. За существо, также, как и он, страдающее от мещанской пошлости. И ошибается. Потому что страдать от пошлости можно только тогда, когда ты эту пошлость различаешь. А когда нет – то откуда взяться страданиям?

-4

Как результат: Вера приходит к Сергею в больницу и просит его забрать заявление на отца. Что это, как не предательство? Но и винить Веру в этом предательстве нельзя, потому что в силу своей ограниченности она просто не сознает, что именно делает. А вот Сергей, наконец, прозревает.

-5

Молодость, пора ошибок и заблуждений. Но надо быть весьма внимательным, даже в молодости, чтобы не совершать подобных злых ошибок, которые могут искалечить всю дальнейшую жизнь. Сергею повезло, он вовремя избавился от балласта в виде Веры. Что ждёт её? Не знаю. Может быть, она повторит судьбу матери. А может – сгинет в угаре бандитских 90-х. Судьба Сергея кажется мне ещё более невнятной. Но надеюсь, что он вынес урок из произошедшего.

Ставьте лайк, если вам понравилось, и подписывайтесь на мой канал. Конструктивные комментарии приветствуются.