Старец Паисий в своих известных «Письмах» часто говорит о хранении ума. В частности, он пишет:
«Когда нет бодрости, то мы теряем и ум (его похищает демон), и мы остаемся с одним телом, без ума, как чурбаны, и позже, когда соберем свой ум, он бывает обременен мусором, который лукавый использует как растопку и влагает огонь в наш чурбан (в плоть), а сам смеется над нами и скачет, радуясь злу. Чтобы нас не покидал ум, мы должны постоянно сосать сладкое имя Иисуса в нашем сердце, для духовного преуспеяния. Ибо отсутствие ума – это все равно, что отсутствие хозяина в доме, и тогда дом становится руинами».
Старец Иероним часто говорил своим духовным чадам:
«Следите за своим умом. Не связывайте его ничем. Я и о построенных мною церквях сожалею, потому что я обременял свой ум многими заботами и препятствовал ему молиться». И в другой раз добавил: «Усиленно следите за своим умом. Не отягощайте его ни скорбью, ни бессмысленными проблемами, ни чем-либо другим. В воде, если она чиста и спокойна, видишь на дне булавку. Так и ум».
Хранение ума является условием молитвы. Старец Иосиф, опытный исихаст Святой Горы, говорил:
«Молитва без внимания и трезвения – это потеря времени и напрасный труд. Мы должны поставить неусыпного стража во всех своих чувствах, внутри и вне – внимание. Без него ум и силы души распыляются на суетное и житейское, как бесполезная вода, которая бежит по дорогам. Никто не может подняться горе, если не презрит дольнее. Часто мы молимся, а ум наш слоняется здесь и там, где ему нравится и в том, что его по привычке привлекает. Поэтому нужно усилие, чтобы собраться и внимать словам молитвы».
С неохраняемым умом никто не может преуспеть духовно. Старец Паисий подчеркивал:
«Если ум не с нами (т.е. в рассеянии) в час духовного поучения, то оно нам совершенно бесполезно, только потратим зря время и утомляемся бессмысленно, потому что ничего не можем запомнить, как типографщик: когда он не подливает чернил для шрифта, машины работают впустую и не печатают ничего».
Тот же старец говорил об ученых, которые далеки от Бога:
«Все зло от ума, когда тот вращается только в науке. Ученые не находят внутреннего мира и равновесия. Но если ум вращается в Боге, то они используют науку во благо и своей внутренней деятельности, и во благо мира, ибо ум их освящен».
Достоин упоминания и этот личный опыт старца Паисия:
«Когда ум начинает часто бывать с Богом, тогда он забывает часто не только жилище свое, но даже и жилище своей души, т.е. скудельную плоть».
Старец Иероним, относительно ума, который рассеивается во время молитвы, говорил:
«Это ничего, что ум часто уходит от молитвы, от слов, которые мы произносим. Лишь бы мы не уходили тотчас, и ум вернется снова. Ум похож на жеребенка. Бегает здесь и там, и не сидит рядом со своей матерью, которая привязана к одному месту. Но когда устает, приходит и ложится спать, отдыхая у ее ног».
Нашей молитве часто мешают образы разных лиц. Старец Иероним с о. Эгина советовал:
«Если между тобою и Христом встает другое лицо, какое бы оно ни было, прогоняй его немедля, ибо оно пленяет твой ум, который должен быть отдан Богу».
Тот же старец говорил относительно ума следующее:
«Когда ум человека очистится и просветится своим собственным светом, без помощи Божественной благодати – с помощью этого естественного света он видит и демонов, как говорят Отцы – тогда он приемлет дополнительно и просвещение Божественной благодати, так что она может оставаться постоянно в уме и пленять его в созерцания и видения, как и сколько – знает сама. Но может и сам человек, когда хочет увидеть или узнать что-либо его интересующее, попросить это в молитве, и тогда подействует благодать и удовлетворит его просьбу, поскольку он того попросил сам».
Пожалуйста подписывайтесь тут, что бы дзен показывал это другим.