В Антхольце финишировал чемпионат мира по биатлону. За золотом и бронзой Александра Логинова, завоеванными еще в первых гонках, у российской сборной так и не последовало продолжение.
Об итогах турнира в Южном Тироле, концовка которого прошла для россиян в крайне нервозной обстановке, портал Team Russia поговорил с заслуженным тренером РФ Александром Куракиным.
— Скандальный визит итальянской полиции перед мужской эстафетой стал последней каплей, переполнившей чашу терпения Логинова?
— Отвечу вопросом на вопрос. Что вы будете делать, если вас в Москве остановят с чужим паспортом? Факт нарушения личным тренером спортсмена Александром Касперовичем, которого застукали с чужой аккредитацией, налицо. Тут уже ничего не попишешь.
Но на эту проблему надо взглянуть глубже. Количественный состав аккредитованных в сборной лиц, а это 20 человек, позволял выделить квоту для наставника лучшего биатлониста России. Выскажу свое субъективное мнение: без некоторых людей из тренерского штаба в Антхольце можно было смело обойтись без ущерба для национальной команды.
ЛОГИНОВ ПОСТУПИЛ ПРАВИЛЬНО, ОТКАЗАВШИСЬ ОТ МАСС-СТАРТА
— В любом случае эта история подкосила нашего спортсмена?
— Конечно, нервы у парня оказались полностью вымотанными. Уже в субботней эстафетной гонке он выглядел тяжеловато, а перед масс-стартом, чтобы избежать психологического срыва, снялся с чемпионата. Ведь если бы Саша не справился со стрельбой на одном из огневых рубежей, то подпортил бы себе репутацию. Логинов поступил правильно – любой человек имеет право на маленькие слабости.
Наш чемпион выступал в условиях жесткого давления со стороны соперников. Причем, не только на дистанции. В адрес Саши негативно высказывались шведы, американцы и даже братья Бё. Правда, позже, скандинавы дали обратный ход — мол, их неправильно поняли. Справедливости ради отмечу, что не было злопыхательства со стороны французов, осознавших бесперспективность такой манеры поведения.
— Сразу пошли разговоры о том, что Логинов собирается завершить карьеру.
— Не думаю. Парень он упертый, с характером. Даже если где-то обмолвился, то все было сказано на эмоциях. Не сомневаюсь, что Саша еще принесет российскому биатлону много пользы.
— Начало чемпионата сложилось для наших биатлонистов более чем удачно, а его завершение получилось смазанным. Почему?
— С одной стороны, жизнь нашей сборной осложнили известные события, с другой, многое зависит от подводки спортсмена на пик формы. Возьмите, к примеру, Йоханнеса Бё. Норвежец буквально полетел к концу турнира — все мы видели, как блестяще он выступил в масс-старте.
Что касается Логинова, то каких-то ошибок в его подготовке не вижу. Он не был лидером Кубка мира по ходу сезона, и тот факт, что урвал две медали, — весьма весомое достижение. У меня душа пела, когда Саша выиграл спринт. На сегодняшний день Александр Логинов – икона российского биатлона.
— Считалось, что россияне могли побороться за медаль и в эстафете. Если откинуть злополучное пришествие карабинеров, насколько правильными были выбор состава и расстановка спортсменов по этапам?
— Наши тренеры выбирали из того, что имели. В их распоряжении сильнее биатлонистов не оказалось, и я считаю, что всё, вплоть до расстановки по этапам, было сделано правильно.
— Включая появление в квартете Евгения Гараничева, отказавшегося год назад в Эстерсунде бежать эстафету?
— Горыныч, как иногда ребята в сборной называют Женю, выступал на первом этапе. Это достаточно спокойный отрезок, когда никто ни от кого не убежит. Да, Гараничев психологически неустойчив. Раньше, бывало, он заваливал многое. Не сомневаюсь, что ему было крайне сложно – ведь еще за день до гонки утверждалось, что побежит Карим Халили.
— В вопросе с чемпионом мира-2020 среди юниоров тренеры проявили нерешительность?
— Ставить «с листа» мальчишку в гонку на чемпионате мира было бы слишком опрометчиво. Нельзя бросать спортсмена из огня да в полымя. Если бы Халили не справился, на нем могли бы поставить крест. К молодым талантам надо относиться бережно. Несколько лет назад на юниорском уровне выигрывал все, что только возможно, Игорь Малиновский. Парень был силен во всех компонентах. А теперь о нем, увы, ничего не слышно.
СИСТЕМА ОТБОРА НУЖДАЕТСЯ В РЕФОРМЕ
— Что надо сделать для того, чтобы успехи сборной России были связаны не только с Александром Логиновым? Какие шаги надо предпринять в первую очередь?
— Мне кажется, что в серьезной реформе нуждается сама система отбора в сборную России на этапы Кубка мира. Два года подряд отборочные соревнования в начале ноября выигрывает – причем, в одну калитку — Дмитрий Малышко, а потом его нигде не видно. Здесь мы имеем дело с форсированием подготовки. Тренеры заинтересованы в том, чтобы в сборную попал их подопечный, а как он будет выглядеть, скажем, после Нового года, никого не интересует.
— Глава Союза биатлонистов России (СБР) Владимир Драчев перед чемпионатом мира ставил задачу завоевать в Антхольце три медали. Завоевано две, одна из которых – золотая. Как вы оцените такой результат?
— В масштабах страны – это хороший результат, но у тренеров СБР он не должен вызывать восхищения. Ведь Логинов готовился не по планам наставников сборной России — его действия контролировал Касперович.
ОБ ОЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ В ПЕКИНЕ НАДО ДУМАТЬ СЕЙЧАС
— Женщины могут похвастать только шестым местом в масс-старте, которое заняла Екатерина Юрлова-Перхт, отметившая в воскресенье 35-летие. Как прокомментируете их выступление?
— Нет медалей – значит, выступили неудовлетворительно. При этом Юрлова-Перхт была на самоподготовке, а те девочки, что готовились со сборной, не сумели ни разу попасть в индивидуальных гонках даже в десятку. Но маловероятно, что Катя могла завоевать в воскресенье медаль. К сожалению, сейчас в стрельбе у нас нет запаса прочности, позволяющего рассчитывать на подиум.
— Что скажете о невключении в состав женской эстафетной четверки Кристины Резцовой?
— Мы не думаем об Олимпийских играх 2022 года в Пекине. Мне кажется, что Кристину надо было «наигрывать» с первого дня чемпионата. Старых явно не блещет, а Юрловой будет чрезвычайно сложно сохранять боевые кондиции еще два года. Нужно сейчас беспокоиться о тех спортсменках, которым придется защищать честь страны в Китае. Было необходимо дать Резцовой возможность стартовать.
— Как бы вы действовали на месте тренеров?
— Можно было бы подтянуть Ульяну Кайшеву – она точно не испортила бы общей картины. Не будем забывать, что на будущий год может вернуться из декрета в строй Татьяна Акимова. Если верить тренеру женской сборной Виталию Норицыну, Светлана Миронова потеряла в весе 3 килограмма, и из-за этого у нее ухудшился ход. Ребята, о чем вы? В вашем распоряжении есть биохимик, специальный аналитический центр, а вы не можете разобраться в причинах, почему спортсменка не бежит уже почти три месяца.
— Сразу после женского масс-старта Владимир Драчев заявил о возможных изменениях в тренерском штабе сборной.
— Я двумя руками за перемены. Норицын — хороший тренер, но уж больно мягкий, нерешительный. Спортсменкам надо было пахать, а он не вел в отношении подопечных жесткой политики. Лояльное отношение к биатлонисткам, в итоге, сыграло с ним злую шутку.