Найти тему
Александр А.

В ТИШИ ТАЛЫЗИНСКОГО САДА

Фото автора
Фото автора

Когда ранней осенью 1848 года у Николая Васильевича Гоголя созрело решение окончательно обосноваться в Москве, он не строил сколько-нибудь определённых планов насчёт своего жилища. Некоторое время провёл в доме С.П. Шевырёва в Дегтярном переулке, затем уехал на время в Петербург, а в середине октября возвратился в Первопрестольную.

Конечно, Гоголю хотелось снова поселиться у историка и журналиста М.П. Погодина на Девичьем поле. Ведь ему раньше там было так хорошо. Хозяин охотно предоставлял гостю в пользование своё древлехранилище - богатейшее собрание книг и манускриптов. А в большом саду под сенью вековых лип писатель радостно и беззаботно справлял с друзьями Николин день - свои именины. Николай Васильевич всегда собственноручно готовил жжёнку – коронный напиток на десерт. В 1840-м, 9 мая, здесь состоялась памятная встреча Гоголя с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым (оба писателя бегло познакомились за несколько месяцев перед тем, в Северной столице), и последний великолепно прочитал наизусть отрывок из поэмы «Мцыри» и пару стихотворений. На следующий день Гоголь и Лермонтов встретились в салоне Свербеевых на Страстном бульваре, проговорили до двух часов ночи.

Однако теперь всё переменилось. Отношения с Погодиным разладились. В какой-то момент Михаил Петрович с раздражением записал в дневнике: «Думаю о Гоголе. Он всё тот же. Только ряса подчас иная… хоть бы спросил, чем ты кормишь двадцать пять человек?» Конфликт обостряется, и в качестве предлога для разъезда Погодин выдвигает необходимость срочного – среди зимы! – ремонта главного дома. Тогда Гоголь сразу принимает предложение от своих давних знакомцев, супругов Толстых…

Графская чета, возвратившись из-за границы, подыскала себе для жилья в Москве бывшую талызинскую усадьбу у Арбатских ворот, каковая с незапамятных времён входила в приход церкви Симеона Столпника на Поварской улице. Хозяевам не приходилось тесниться ради гостя – дом выбирался с расчётом на его присутствие. Вот ещё запись из погодинского дневника: «Гоголь в Москве, жил у меня два месяца, а теперь переехал к графу А.П. Толстому… Он здоров, весел и пишет».

Итак, старинная московская усадьба (№ 7 и 7а по Никитскому бульвару), имеющая в своей основе боярские владения XVII века. Считалась она тогда загородной, ибо находилась за стоявшими на месте нынешнего Бульварного кольца стенами Белого города, а принадлежала знатному роду Салтыковых. Хоромы ориентировались торцом на Мерзляковский переулок, который в старину именовали Мострюковой улицей – в недобрую память о самом первом хозяине этих мест, Мамстрюке-Кастрюке. Так народ называл жестокого брата второй жены Иоанна Грозного, царицы Марии Темрюковны Черкасской. Рядом с каменными на высоких сводчатых подвалах хоромами были разбросаны многочисленные хозяйственные постройки, а также традиционный колодец с журавлём, плодовый сад и огород.

В 1796 году новым владельцем усадьбы становится Д.И. Болтин. Именно он затевает здесь большую перестройку, связанную с прокладкой тогда же Никитского бульвара. С этой стороны устраивается существующая и поныне ограда с воротами, вместо раскинутых служб ставится одно объединившее их здание напротив главного дома, а сам дом продлевается до красной линии бульвара, то есть как раз на будущую гоголевскую половину.

Великий пожар Двенадцатого года практически полностью уничтожил усадьбу вместе со всем окрестным районом, и восстановление её оказалось не под силу Болтину. Поэтому он вынужден был продать свой участок генерал-майору А.И. Талызину. Коренные московские служилые дворяне, Талызины со времён Петра Великого посвятили себя морскому делу, но также непосредственно участвовали в дворцовых переворотах. Скажем, адмирал И.Л. Талызин истово содействовал низложению императора Петра III. А один из его племянников, а также внучатый племянник оказались среди заговорщиков против Павла I. Тем внучатым племянником и был А.И. Талызин, каковой впоследствии приобрёл усадьбу у Болтина. Благодаря Александру Ивановичу архитектурный ансамбль на Никитском и принял тот вид, в каком мы его знаем. Главный дом и служебный корпус получили совершенно одинаковые грузные аркады и большие балконы на них.

К моменту приезда в Белокаменную Толстых, Талызин уже два года как скончался, и графская чета вела переговоры о найме, а затем и о покупке усадьбы с его многочисленными наследниками. Меблировка и устройство дома остались от талызинских времён. Новоиспечённые хозяева заняли верх: А.П. Толстой – часть, обращённую к Мерзляковскому переулку, с внутренней лестницей, которая вела к дверям нижней гостиной; А.Е. Толстая – часть, выходившую к бульвару, также с внутренней лестницей, сообщавшейся с комнатой горничной. Н.В. Гоголю достались две комнаты первого этажа, как раз под апартаментами графини, с самостоятельным входом из сеней. Вместо общей столовой использовалась зала с дверями на балкон, где в погожие дни писателю доводилось читать вслух хозяйке.

Граф Александр Петрович Толстой
Граф Александр Петрович Толстой

Графиня Анна Георгиевна Толстая, урождённая княжна Грузинская
Графиня Анна Георгиевна Толстая, урождённая княжна Грузинская

Отметим, что гоголевская половина имела как свои достоинства (прежде всего, изолированность от остального дома), так и существенные недостатки. Это низкие окна, выходившие на тротуар Никитского бульвара и к парадному подъезду, где прямо возле них разворачивались экипажи, и главное – сырость, дававшая о себе знать почти круглогодично. Обстановка комнат – самая незамысловатая, холостяцкая, без особых привычек, без семейного уюта. Да, откровенно говоря, все вещи Николая Васильевича, не считая книг и золотых часов, умещались на дне тощего чемодана: две пары ношеного белья, единственный далеко не новый сюртук, носовые платки, пара сапог, шинель.

В первой комнате – гостиной – два дивана, два стола, заваленные новыми журналами и книгами. Несколько стульев. Топившийся чуть ли не каждый день камин. Зелёный, во всю комнату, ковёр. Здесь было очень удобно, плотно притворив двери в сени, мерить комнату из угла в угол, вслух повторяя написанное. Толстому не раз удавалось подслушать выразительное гоголевское чтение.

Фото автора
Фото автора

Другая комната – кабинет. Здесь – высокая конторка: Николай Васильевич не изменил привычки набрасывать рукописи стоя. Книжный и платяной шкафы. У дивана – круглый стол, за которым Гоголь перебеливал свои тексты. У кафельной печки за ширмами – кровать.

Фото автора
Фото автора

После обеда Гоголь обычно гулял по городу, посещал любимые храмы, в сумерках же отправлялся на бульвар и в одиночестве бродил по главной аллее. А в отдалении собирались группами студенты Московского университета, приходившие хоть издали взглянуть на любимого писателя.

Итак, Николай Васильевич живёт в бывшей талызинской усадьбе. Живёт уединённо, но отнюдь не отшельником. Уезжает чуть ли не на полтора года к родным, на Украину. Возвратившись в Москву, много навещает друзей, прежде всего, жившего по соседству С.Т. Аксакова. Гостит несколько раз в аксаковском Абрамцеве, и там у него даже появляется своя комната в мезонине. Гоголя можно встретить у поэтессы графини Е.П. Ростопчиной, у Н.В. Путяты в подмосковном Муранове, у С.П. Шевырёва в Больших Вязёмах… В Малом театре Гоголь смотрит «Ревизора», а чуть позже выражает желание прочесть труппе свою пьесу, дабы уточнить её трактовку. Пятого ноября 1851 года в нижней гостиной особняка на Никитском состоялось знаменитое авторское чтение. Среди слушателей – «папаша» Щепкин, артисты Садовский и Шумский, литераторы Аксаков, Берг, Шевырёв, молодой Тургенев. «Очарованные слушатели долго стояли группами, вполголоса передавая друг другу свои впечатления. Щепкин, отирая слёзы, обнял чтеца…»

По старой памяти захаживал Гоголь к Погодину, и там, в один из дней присутствовал на чтении А.Н. Островским своей комедии «Банкрот, или Свои люди – сочтёмся». Получил огромное удовольствие, вручил автору записку с добрым напутствием, которую Островский вложил в медальон и всю жизнь хранил как самую драгоценную реликвию.

День за днём Николай Васильевич хлопочет о различных делах, беспокоится об изданиях. Усиленно читает корректуры, договаривается с Аксаковым о вечере с малороссийскими песнями. Весело уверяет своего приятеля Г.П. Данилевского, что весной, самое позднее летом приедет к нему с законченным вторым томом «Мёртвых душ». Казалось, ничто не предвещало конца. Однако 4 февраля Гоголь стал жаловаться на необычайную слабость, а 10-го он в последний раз с большим трудом поднялся наверх, в столовую.

Мы не станем сейчас описывать причины возникновения гоголевской болезни, её течение, меры, принимаемые врачами. Об этом уже немало рассказывалось в самых разных источниках. Главное, что писатель в состоянии сильной депрессии в ночь на 12 февраля сжёг в камине все свои рукописи, в том числе и «Мёртвые души». Сие явилось, конечно, огромной утратой для отечественной словесности. (Возможно, беловая рукопись была уничтожена Гоголем по ошибке вместо черновика.) А.П. Толстой, поняв всю серьёзность положения с болезнью, распорядился перенести Николая Васильевича из кабинета в полутёмную комнатку окнами в чёрный двор. Тем самым пребывание его в доме становилось менее заметным, и можно было избежать собиравшейся возле уличных окон толпы, которая пыталась разузнать о здоровье больного. 21 февраля 1852 года Гоголь умер...

Дальше потекли печальные, но неизбежные в таких случаях хлопоты: снятие посмертной маски, обряд прощания в доме, торжественное отпевание в университетской церкви Святой Татианы, многотысячное погребальное шествие на кладбище Данилова монастыря.

-6

Старая талызинская усадьба оставалась во владении графов Толстых ещё более двадцати лет, а потом стала переходить из рук в руки. Очередные владельцы (среди них мы увидим и двоюродную тётку М.Ю. Лермонтова графиню Н.А. Шереметеву) затевали здесь всяческие надстройки и переделки интерьеров. Никакого интереса к памяти великого писателя они не проявляли, и к началу XX века следы гоголевской половины в доме окончательно стёрлись. И это несмотря на пышное празднование в 1909 году столетнего юбилея Гоголя и установки скульптуры ему на Арбатской площади.

Бывший дом Талызиных - Толстых в начале XX  в.
Бывший дом Талызиных - Толстых в начале XX в.
Открытка 1900-х гг.
Открытка 1900-х гг.

С приходом революции весь комплекс зданий отходит под жильё, и журнал «Огонёк» однажды восторгался тем, что в двух комнатах Гоголя нашли себе приют семь советских семей. В 1959 году во двор дома был свезён вышеупомянутый гоголевский памятник, долго прозябавший на территории Донского монастыря (тогда - Музей архитектуры АН СССР), после того как его сняли по распоряжению властей с прежнего места. Работа скульптора Н.А. Андреева признана сейчас одним лучших образцов русской монументальной пластики.

"Мертвые души". Барельеф правой стороны пьедестала памятника Гоголю
"Мертвые души". Барельеф правой стороны пьедестала памятника Гоголю
"Петербургские повести" . Барельеф задней стороны пьедестала памятника Гоголю
"Петербургские повести" . Барельеф задней стороны пьедестала памятника Гоголю

Какое-то время дом занимали постоянное представительство Киргизской ССР и редакция журнала «Радио и Телевидение». Лишь в середине 60-х все арендаторы были выселены, здание капитально отремонтировано и передано Городской библиотеке № 2. Под давлением общественности гостиная и кабинет писателя, освобождённые от книгохранилища, открылись для показа, хотя официального музейного статуса не имели.

Ситуация переменилась в 2009 году, когда отмечалось двухсотлетие со дня рождения Гоголя. В особняке на Никитском был организован «Дом Н.В. Гоголя - мемориальный музей и научная библиотека». Поначалу музейщики столкнулись с острой нехваткой личных вещей Николая Васильевича – составленная после его кончины опись умещалась на полутора листах. Но впоследствии на музей буквально обрушилась волна дарений, и до сих пор коллекция активно пополняется.

Посетители могут ныне увидеть заново созданные экспозиции в анфиладе первого этажа: в прихожей, гостиной, кабинете, парадной гостиной (зал «Ревизор»), комнате Памяти (бывшее служебное помещение), интерактивном зале «Воплощений» (творчество Гоголя). Кое-где присутствуют очень выразительные инсталляции: треск огня в камине, где писатель сжёг свои тетради, или пение церковного хора в комнате, где его не стало. Можно также полностью погрузиться в атмосферу той эпохи: вот послышались людские голоса, вот заскрипел рессорами подъезжающий к крыльцу экипаж, вот на улице разгружают поклажу…

Второй этаж пока ещё занимают абонемент и читальные залы библиотеки, но не исключено, что они переедут в корпус напротив (бывший каретный сарай; там сейчас функционирует арт-пространство «Новое Крыло», в котором выставляются работы разных жанров искусства), и тогда здесь будет развёрнут полноценный выставочный зал, рассказывающий об истории усадьбы, о супругах Толстых и о «странствованиях» по Москве первого памятника великому классику литературы.