В начале ХХ века становится очевидно, что язык традиционного искусства исчерпан и на нем уже ничего нельзя сказать. Тем более, этот язык неспособен выражать реальность, стремительно меняющуюся под влиянием технического прогресса, войн и революций.
Художники хотят высказать новое время так, чтобы быть услышанными по-новому. Самые радикальные попытки это сделать предпринимает русский авангард, одной из главных звезд которого был Василий Кандинский.
Свои “Композиции” Кандинский создавал с 1910 по 1939 годы. Первая композиция была написана в момент поворота художника от предметного искусства к абстрактному и начинает собой процесс формулирования Кандинским языка этого искусства, а последняя завершает его.
Но самое интересное происходит между 1913-м и 1923 -м. За год до Первой Мировой Кандинский пишет знаменитую “Композицию VII” , которую он хотел изначально назвать “Потоп” и, у которой , как не скрывал этого сам автор, есть сюжет.
Но позже он заявляет, что «не было бы ничего более неверного, чем наклеить на эту картину ярлык сюжета». и даёт картине номерное название, настаивая на том, что “её исходный мотив перешёл к чисто живописному существованию”.
10 лет спустя, Кандинский создает “Композицию VIII” - полную противоположность предыдущей - светлую, геометрическую и упорядоченную, вроде бы принципиально лишенную сюжета. Когда Кандинский говорит, что его картины надо слушать, то это именно про эту, удивительно гармоничную картину.
Но , взглянем на нее в контексте предыдущей “апокалиптической” композиции и мы заметим, что это -образ идеального мира, мира высшей гармонии куда стремится уйти художник, переживший уже ужасы только предвиденной им ранее катастрофы.
Так абстракция, радикальное искусство оказывается тем новым языком на котором, становится возможным выразить высшие реалии, о которых обычными методами уже нельзя сказать ничего, кроме пошлости.