Каждый человек, не имеющий отношения к балету, уверенно назовет две фамилии и одно движение: Цискаридзе, Волочкова и фуэте. В этой статье речь пойдет о визитной карточке каждой балерины – фуэте. Это движение существует на балетной сцене больше ста лет. Техническая революция женского танца случилась в конце 19-го века, и связана она была с итальянскими гастролершами. Одна из них – Пьерина Леньяни, покорившая петербургскую публику и великого балетмейстера Мариуса Петипа, который поставил не один балет с ее участием.
Итальянка Леньяни была сильной, виртуозной и обладала безукоризненной пальцевой техникой. В 1893 году она исполнила партию Сандрильоны в балете «Золушка» в хореографии Энрико Чекетти и Льва Иванова. В одной из вариаций балерина выполнила 28 фуэте, причем через каждые три одинарных поворота, она делала четвертый – двойным. Незадолго до Леньяни этот трюк выполняла другая балерина – Эмма Бессоне, но она исполняла в два раза меньшее количество поворотов. А до нее французская виртуозка Генриэтта Дор в Москве исполнила фуэте пять раз подряд. Однако именно Леньяни удивляла зрителей количеством и качеством фуэте. Остальные танцовщицы начали ей подражать, пытаться повторить этот трюк, но ни у кого не получалось. Пока технику этого движения не освоила Матильда Кшесинская. Она долго наблюдала за итальянкой, чтобы разгадать секрет, как Леньяни удается вращаться в таком быстром темпе, не сходя с «пяточка» пуанта. И ей удалось повторить этот трюк – она подметила, что итальянка фокусирует взгляд на одной точке. Этот момент истории хорошо показан в фильме «Матильда», который был снят в 2017 году Алексеем Учителем. Конечно, в нем есть исторические неточности, но ради этого момента и костюмов однозначно стоит посмотреть.
До нашего времени фуэте остается самым технически сложным движением в классическом балете. Каждая солистка имеет свой стиль исполнения, каждая пытается усложнить фуэте в силу своих возможностей. Некоторые балерины делают его с прыжком, некоторые двойными, тройными, а некоторые в бешеном темпе, закручиваясь, словно ураган.