На этой картине есть котик, но проблема не в нём
Эта картина в 1869 году была представлена на главной французской художественной выставке - парижском Салоне, попалась на глаза критикам и возмутила некоторых из них.
Изображённый на переднем плане молодой человек по сей день остаётся загадочным и скандальным пунктом в биографии художника Мане. Это Леон Леенхофф. Его мать, Сюзанна Леенхофф, учила юного Мане и его братьев музыке и... родила Леона. Но от кого - от отца художника или от самого Эдуара Мане - споры ведутся по сей день. Эдуар со временем женится на Сюзанне и воспитает Леона, который приходился ему то ли сыном, то ли братом, выдавая его при этом за племянника Сюзанны и своего крестника. Но возмущение вызвала вовсе не тайна происхождения мальчика, а сама живопись!
В 1869 году и зритель, пришедший на выставку, и критик, надеялись, что картина, если это не пейзаж или натюрморт, расскажет им какую-то историю. Но что происходит на этой картине - решительно непонятно. Кем приходятся друг другу эти трое? Какие между ними отношения? Они уже поели или только собираются? Кого-то ждут или провожают?
Но тут нет никакой истории. На картине Эдуара Мане изображены люди, но он писал её так, будто это натюрморт: его интересовала не драматургия, а, условно говоря, гармония между песочными штанами, шляпой Леона и жёлтой кожурой лежащего на столе лимона. Контраст матового серого платья женщины и блестящего кофейника.
Кстати, к кофе критики тоже придрались. Вот где настоящий скандал!
На столе одновременно присутствуют кофе и устрицы. Приличные французы не подают кофе к устрицам! Но ведь устрицы - это еще несколько живописных оттенков серого, а именно это и увлекало Мане.
«В «Завтраке», например, я вижу на столе, сервированном для кофе, наполовину очищенный лимон и устриц, которые не должны быть рядом. Почему же тогда они оказались там? Я знаю, почему. Потому что Мане питает слабость к цветовым пятнам, потому что он превосходно справляется с написанием натюрмортов и склонен писать их везде где только можно. И так же, как Мане объединяет предметы натюрморта, исключительно ради визуального удовольствия, так же бессистемно он располагает и персонажей…» (Жюль-Антуан Кастаньяри, французский теоретик искусства)
Кстати, к написанному за 5 лет до "Завтрака в мастерской" "Завтраку на траве" Эдуара Мане были те же претензии: персонажи картины прихватили с собой на пикник вишни и инжир, но вишни - это май, а инжир - сентябрь (а супермаркетов, в которых всё это доступно круглый год, ещё нет).
Возвращаемся к картине "Завтрак в мастерской" - нам нужно рассмотреть самое главное:)
А вот и котик, вдруг не заметили. Пожалуй, и с котиком Мане поступил вызывающе. Другой художник, желающий сделать зрителю красиво и понятно, показал бы нам его физиономию и изобразил за каким-нибудь более симпатичным занятием, чем гигиеническая процедура. Но Эдуару Мане на картине, видимо, понадобилось чёрное пятно именно такой формы:)