Если внимательно всмотреться в разные сферы деятельности, то можно увидеть много общего. Хочу поделиться своими размышлениями на тему общности законов живописи для тренингов, бизнеса и жизни в целом. Это очень интересно – понять, как «законы света и тени» работают в других сферах.
1. Оригинал от копии отличается наличием энергии
Долгое время я ломала голову и никак не могла понять, чем оригинал отличается от точно такой же технично выполненной копии, в чем ценность исходного материала и почему так сильно отличается стоимость? Ведь подчас даже эксперты не могут определить, где копия, а где оригинал.
А потом я пришла к выводу, что оригинал содержит энергию, которой в копии нет. Можно скопировать форму, но уникальную авторскую энергию и смысл скопировать невозможно, потому что это за пределами формы.
Как это проявляется в тренингах и бизнесе?
И в бизнесе, и в тренингах часто копируют форму, упуская главное – уровень смыслов и энергии. Как картина бывает красивая, «красивенькая», но пустая, так и тренинг может быть «красивеньким» по форме, но абсолютно пустым по смыслу. В бизнесе многие концепции и подходы бывают красивыми, но в них нет жизни, нет энергии – они «не полетят».
P.S. Запросы бывают разные. Иногда достаточно и копии, может быть, очень даже красиво. Созерцать оригинал – это роскошь, которая, возможно, не всегда и не всем нужна.
2. Художник выделяет на картине главное и второстепенное
Это основное отличие авторских полотен от простой фотографии. В картине должно быть решение. Если все одинаково четко и понятно прописано – это уже не картина, это фотография в формате живописи. Великие мастера, подобно Гойе и Рембрандту, сделали этот принцип абсолютно очевидным через свои работы.
Как это проявляется в жизни?
Мне кажется, что в каком-то плане мы все – художники, потому что осознанно или нет мы все делаем это – выделяем главное в своей жизни и отдаем этому основную часть своего времени и энергии. И глядя со стороны или общаясь с тем или иным человеком, думаешь: «Это как интересно! Какое интересное решение, прочтение темы жизни! Как необычно выделено главное)))».
В бизнесе и тренингах то же самое: что-то должно быть главным, что-то второстепенным. Есть бизнесы с подходом, где главное – это люди, а есть бизнесы, где главное – процессы и процедуры. Один и тот же кофейный бизнес может иметь огромное количество «решений» и прочтений. Эти решения, прежде всего, про то, что главное, а что второстепенное. Стоит посмотреть просто на несколько компаний, куда можно зайти попить кофе: «Кофемания», Starbucks, «Шоколадница», Coffee Bean – и становится понятным, что это разные акценты и разные живописные манеры.
3. Набросок и картина могут не совпадать, более того, между ними иногда очень мало общего
То, что мы задумали, и то, что получилось в итоге, – это разные вещи.
Не думаю, что Пикассо, создавая «Фигуры на берегу моря» или «Женщину с котом, сидящую в кресле», точно знал, что у него получится. Да, наверняка, были идеи и наброски, но в какой-то момент, следуя плану и наброскам, включился и поток, и нафиг он снёс все эти планы. Образ, результаты и идеи часто возникают по ходу создания или реализации чего-либо.
Как это в жизни?
В жизни это работает прекрасно. Недаром у нас есть многими любимая пословица: «Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах». Я думаю, что мы все иногда очень смешим Бога, по крайней мере, я уж точно. И прелесть возможности отклониться от плана в том, что очень часто в реальности получается гораздо лучше, чем мы планировали. И это ни в коем случае не обесценивает самих планов, потому что импровизировать легче, когда есть план, и отклонение от курса возможно, когда есть этот самый курс.
Как это на тренингах и в бизнесе?
На тренингах практически часто не получается именно так, как ты запланировал. Всегда что-то идет по-другому. И очень часто гораздо лучше, чем запланировал. (Лично у меня в 100 % происходит изменение начального плана. Но написала «часто», потому что вдруг у кого-то прямо четко-четко по плану случается.) Вот выходишь в группу и начинаешь говорить то, что вообще не планировал, просто оно как-то из тебя льется, и всё.
И это не про тайминг или результат, а про какие-то нюансы, одно и то же до боли знакомое упражнение каждый раз идет немного по-разному, и выводы у участников разные, т. к. мы, участники тренинга, в этом случае становимся со-творцами новой реальности.
Про бизнес могу писать и из своего опыта, и со слов клиента. В бизнесе турбулентность и динамика несовпадений планов и реальности ещё круче. И это опять же не про финансовые показатели, бюджеты и планы, а про вызовы и задачи, которые появляются неожиданно, когда каждая встреча и каждый этап на проекте, дает новый и подчас неожиданный вектор бизнесу.
4. В картине очень важен ритм
Без выстроенного ритма картина «разваливается», и ее становится сложно воспринимать или неинтересно на нее смотреть. Причем ритм, скорее, можно почувствовать, чем объяснить.
Как это в тренингах и бизнесе?
#Тренинг без ритма, смены активностей – вообще тоска смертная.
Без согласованного ритма бизнес, вообще, невозможен, и даже гибкие технологии подразумевают ритм. Например, ежедневные стендапы или визуальная доска «to do/in process/done» очень напоминают ритм вальса: 1-2-3,1-2-3,1-2-3...
В жизни ритм – это ежедневные рутины, которые формируют наши привычки и в конечном итоге формируют характер.
5. Боязнь ошибки – самая большая ошибка
Биографии великих художников описывают, что они всегда находились в поиске, искали новый подход, экспериментировали. Для создания чего-то ценного и «живого» нужно находиться практически в постоянном эксперименте, не бояться «хулиганить», выходить за рамки. Иначе нет движения, картины получаются «прилизанными» и «вымученными». В этом есть абсолютная свобода, потому что, когда отправляешься в эксперимент, принимаешь абсолютно, что может не получиться. И тут начинается настоящее веселье;)
Как это на тренинге?
На тренинге сам Бог велел экспериментировать и в создании, и в проведении. В идеале тренер, как сенсорный экран, реагирует на любое движение группы, внешнее и внутреннее.
А в бизнесе?
Многие успешные стартапы, которые вырастали в нечто большое и красивое, начинались именно так, с эксперимента, а иногда с серии экспериментов. Бизнес сейчас «не бежит», а «летит» в своем развитии, и компании, которые смелы настолько, чтобы тестить новые модели, инвестировать в развитие и делать то, что еще никто не делал, становятся наиболее финансово успешными. Взять хотя бы историю создания компании Zappos.
6. Меняя часть – меняем целое
Те, кто рисует, меня поймёт, а те, кто не рисует, просто поверьте на слово. Если Вы добавляете какое-то новое световое пятно на картину, что-то по-иному прорисовываете, то Вы тут же начинаете видеть, что нужно менять еще здесь, и тут тоже нужно изменить. Маленькое изменение ведет к большим изменениям.
Как это в жизни?
У меня почему-то первая ассоциация с ремонтом. Говорят, что ремонт нельзя закончить, его можно только приостановить. И на ум приходит множество историй, когда все началось с установки нового крана в ванной, а закончилось полным редизайном квартиры. Именно поэтому и картину иногда бывает очень трудно завершить писать: каждый мазок, каждое изменение ведет к желанию соотнести изменения с уже существующим положением вещей и дорисовать, дописать.
Как это в бизнесе и тренингах?
В компании изменения обычно начинаются с небольшого отрезка бизнеса, но изменения в этом отрезке бизнеса неминуемо ведут к изменению и остальных его частей, т. к. #бизнес – это живой механизм, и его части – это единое целое. И, меняя одно, мы, по сути, меняем всё.
В тренингах первая ассоциация – это написание программы, когда очень важно найти правильный момент, когда остановиться. Потому что, написав 3 варианта, хочется еще внести изменения, но при внесении изменений хотя бы в один вариант программы автоматически запускаются и желание, и действия по изменению всей программы.
7. Если учиться, то учиться у Великих
Чтобы научиться мастерству, раньше шли в подмастерья к великим. Это и понятно, потому что один день в мастерской с настоящим Мастером дает больше, чем многочасовые самостоятельные старания, которые, конечно, тоже очень важны.
Почему так? Потому что, созерцая, как работает мастер, Вы чувствуете, что происходит тонкая со-настройка с мастерством, происходит считывание информации не только через наблюдение, но и через «пропитывание» мастерством.
Ну, и на крайний случай, если просочиться в мастерскую к мастеру не получается, можно посмотреть результат работы мастера – картины. Смотреть, как работают великие, а уже когда появится определенный уровень насмотренности, натренированности и т. п., вот тогда и вперед – к созданию своих шедевров.
Как это в жизни, тренингах и бизнесе?
Да все то же самое! Именно поэтому так популярны стажировки в компаниях-лидерах, потому что, один раз побывав в такой атмосфере, получаешь огромный опыт не только на уровне навыков, но и на уровне ценностей, видения. Понимаешь, как вообще по-другому можно подходить к решению бизнес-задач. Появляется привычка к хорошему. Один час непосредственного общения с личностью большой величины просто стирает внутренние барьеры для движения к целям, вдохновляет и формирует новое видение.
Рада быть полезной в создании и проведении живого, энергичного, оригинального тренинга. Результаты и отзывы моих клиентов можно посмотреть здесь.
P.S. Пишите в комментариях, на какие темы вы хотите читать статьи. Тема следующей статьи будет выбрана из ваших комментариев.