Всем привет! Сразу хотел бы предупредить, если вы по какой-либо причине не смотрели фильм и не читали книгу, то будьте осторожны, в статье много спойлеров!
Стивен Кинг по праву считается Королем ужасов. Его книги имеют огромный успех, их читают миллионы людей по всему миру. Многие романы получили собственные экранизации. Среди которых можно выделить например "Мглу", несмотря на измененную концовку, "Мгла" смотрится ничуть не хуже оригинального рассказа, а быть может, выглядит даже забористей. Не каждый автор может похвастать подобным. Начписы хотят быть похожим на Маэстро, копируют его стиль, спят и грезят о славе их Кумира. Но всегда ли все было так гладко? Не все романы Стивена Кинга получили достойные экранизации.
Так например "Сияние" Стэнли Кубрика (это тема для отдельного разговора) стало культовым фильмом, многие считают его одним из самых страшных за всю историю. Однако фильм имеет очень много расхождений с первоисточником. И не смотря на то, что я смотрел "Сияние" несколько раз, о чем был этот фильм я понял только посмотрев "Доктор сон". "Сияние" Стэнли Кубрика увидело свет в 1980м году, и по словам создателей картины, о некоторых вещах (оживающие звери из живой изгороди) пришлось забыть, из-за сложности с технической составляющей. Но дело не только в отсутствии высоких технологий на момент создания картины. Так например отель "Оверлук" в оригинале сгорел, в фильме Кубрика обитель призраков остался цел и невредим. Дик Холлоран, "сияющий" повар из отеля, спас Венди и Дэни в книге, но погиб от руки Джека Торренса в фильме. В связи с этим, в экранизации продолжения, создателям пришлось сохранить концовку "Сияния" Кубрика и сделать Холлорана призраком, хотя в книге "Доктор сон" он жив здоров, и навещал Дэни не раз, в живую соответственно.
Так что лучше? Книга? Или фильм? Насколько оригинал отличается от киноадаптации? На вопрос, что лучше, ответить сложно. И книга хороша и фильм крутой, они как бы взаимодополняют друг друга. А кое-где фильм даже лучше книги! Это как раз тот случай, когда экранизация дает иное видение картины в целом, не изменяя при этом ход вещей в оригинале, больше всего это похоже на экранизацию "Мглы".
Почти все так, но вот концовка мрак
Фильм
По началу фильм не отличается от книги практически ничем. Персонажи выглядят в точности, как их описал Кинг, они даже говорят книжными фразами! Давно ли было нечто подобное? Единственное расхождение с оригиналом это девочка Абра. В фильме она темнокожая афроамериканка и ее семья никак не связана с самим Дэном Торренсом. В книге же Абра - блондинка, с голубыми глазами, а ее мать... но давайте обо всем по-порядку.
Дэн
Не смотря на все пережитое, на то, что случилось с отцом, став взрослым Док сам начал пить, лишь бы заглушить сияние. В конечном итоге, он становится опустившимся на дно жизни, законченным алкоголиком. Но, волею высших сил попадает в маленький городок Фрейзер, где вступает в АА (общество Анонимных Алкоголиков) и получает второй шанс. Но не просто так, а чтобы вернуть должок.
В фильме роль Дэна Торренса исполнил Юэн Макгрегор, и на мой взгляд, исполнил ее просто великолепно. Дэн устраивается работать в хоспис, где ухаживает на безнадежно больными людьми. Вместе с котом Азрилом провожает их в последний путь. За это Дэна и прозвали "Доктор Сон".
"Не бойся смерти. Все просто, нужно всего лишь заснуть"
Дэн глушил сияние алкоголем по одной причине, после трагических событий той роковой зимой, призраки отеля "Оверлук" последовали за ним. Их притягивало сияние Дэни. Так же, как и проклятое место, на котором был когда-то возведен отель, затерянный в горах Колорадо. Вот только Дэн не мог и предполагать, что помимо него, совсем рядом, есть еще кто-то, обладающий схожим даром, в разы сильнее. Но чем ярче сияние, тем более жутких существ оно привлекает. Существ гораздо страшнее, сильнее и опаснее тех, что Дэн в свое время умудрился "запереть" в шкатулке. И без его помощи Абре не выжить.
Роза Шляпница
Они называют себя "Истинный узел". Культ древних демонов, существующий чуть ли не со времен античности. Эти существа обладают чудовищной силой, и все, что ими движет - сияние. Они всегда голодны, и они постоянно в поисках пищи. В наши дни они разъезжают по Америке в кемперах (домах на колесах), выискивая тех, кто сияет. Это сплоченный коллектив, семья убийц, связанных общей целью. И руководит ими женщина в шляпе. Роуз О-Хара, Роза Шляпница, так она себя называет. Темная сила, абсолютное зло, в обличии красивой молодой женщины.
Внешне демоны ничем не отличаются от обычных людей, и за прожитые столетия научились хорошо скрывать свою истинную сущность. Но даже при первом взгляде на Ребекку Фергюсон в образе безумной Шляпницы, становится не по себе. Глядя в глаза актрисы, ты чувствуешь всю внутреннюю мощь и злобу, сокрытую за милой улыбкой. Ты понимаешь, что она чертовски сильна, с ней нельзя договориться, от нее нельзя убежать, и если ты сияешь, она будет идти за тобой до тех пор, пока не поймает, и не высосет твою душу. На мой взгляд, Ребекка Фергюсон это 100% попадание в роль. Образом Шляпницы и ее харизмой проникаешься с первых минут.
Это определенно та злодейка, что должна быть в ТОП 100 культовых злодеев в истории кино в первой десятке. И что более важно, и хоть в книге этого нет, Ребекка смогла передать зрителю страх преследования. Ведь, как гласит книга, все люди "сияют" в какой-то мере. А значит, никто не застрахован, что за ним не выехал "эрскрузер" Шляпницы. Если честно, то после просмотра фильма и прочтения книги, гуляя по улице хочется оглянуться назад, а ночью не выходить из дома, чтобы покурить перед сном. И это здорово! Кинг умело манипулирует первобытными страхами своих читателей, это дорогого стоит.
Абра Стоун
Эта маленькая девочка уже с самого рождения обладала невероятными, сверхъестественными способностями. Ее сияние настолько велико, что "Истинный узел" смог засечь ее даже находясь на другом конце страны. В фильме Абру играет актриса Килиг Керран.
В пору своей преподавательской деятельности Джек Торранс встретил еще молодую на тот момент бабушку Абры, мать ее матери. Между ними завязался роман, в результате чего на свет появилась Люси, мама Абры, и... сестра Дэна Торренса. Именно это родство и связывает Дока с Аброй в книге. В фильме Люси никак не связана с Дэном и о факте их биологического родства умалчивается. С этого момента и начинаются расхождения.
Расхождения фильма с оригиналом (СПОЙЛЕРЫ)
Если вы не смотрели фильм и не читали книгу, вы можете пролистать ниже, на Итог
Фильм отличается от книги своей концовкой. В фильме финальная битва происходит в отеле "Оверлук".
Где Дэн погибает вместе со Шляпницей, и в последствии навещает Арбу, уже как призрак. Сам отель сгорает дотла.
В книге вас ждет хэппи энд, Абре и Дэну, не без помощи... своего отца, Джека Торренса, удается уничтожить остатки "Истинного узла" во главе со Шляпницей. Билл и Дэйв выжили. Отметив в АА 15 лет трезвости, Дэн посещает Абру на ее 15й день рождения и наставляет на будущее.
Вернувшись домой, Дэн продолжает свою работу в качестве Доктора Сна, "провожатого" в последний путь безнадежно больных.
В книге мальчик-бейсболист, зверски убитый Шляпницей на старой заброшенной фабрике, оставляет своим мучителям прощальный подарок в виде кори. "Детская болезнь" выкашивает ряды "Истинных", ослабшие от вечного голода, неспособные справиться с "лоховской заразой", они выпадают из цикла один за другим. После смерти Ворона, большая часть "Истинных" покидает Шляпницу, о дальнейшей судьбе предателей ничего не известно. Но что-то подсказывает, что оставшись без патронажа своего Лидера, они все погибли. В фильме же об этом ничего не сказано, и на мой взгляд, так гораздо лучше. В книге корь это своеобразная палочка выручалочка для Дэна, при помощи которой ему и удается выжить. Иначе, Доку пришлось бы сражаться против целой армии голодных демонов чуть ли не в одиночку. В фильме этот момент разрешился гораздо быстрее.
В книге Змеючка Энди погибает более жестокой смертью.
В конце фильма Дэн открывает шкатулки с призраками отеля "Оверлук" и те, обезумев от голода в вечном заточении, нападают на Шляпницу.
В книге Дэн освободил лишь Хораса Дервента, который помог ему и убил одну из "Истинных". Призрак миссис Масси (старуха из ванной), так же заточенный в шкатулке в сознании Дэна, попросту исчез навсегда (погибла от голода?). В фильме миссис Масси в конце навещает и Абру. Прабабушка Абры была в курсе сияния и перед смертью завещала свою душу Дэну, который, выпустил ее из шкатулки и "натравил" на оставшихся в живых "Истинных" в самом конце.
В книге отец Дэна пришел в решающий момент на помощь. И лишь всем вместе им удалось убить Шляпницу. Скинув ее с обрыва смотровой площадки на том самом месте, где когда-то стоял "Оверлук". И прежде чем кончается основная сюжетная линия, Джек провожает сына, оставшись на "крыше мира" и смотрит Дэну вслед.
Итог
Книга стоит того, чтобы ее прочесть, и желательно перед просмотром фильма. "Доктор сон" это действительно нечто! И навряд ли оставит фанатов, да и просто любого читателя равнодушными. Кто-то написал, что в случае с "Доктором", Стивен Кинг превзошел себя, и я полностью с ним согласен. Это действительно знаковая история!
Продолжение культового "Сияния" (я сейчас беру за основу книги) вышло более светлым и... добрым. В то время, как само "Сияние" представляет из себя темную, страшную историю, пропитанную безысходностью и вызывающую приступы клаустрофобии. Однако и "Доктор" способен вас напугать. Продолжение не изменяет оригиналу в плане пугалок и манипуляций с первобытными страхами. В этом Кинг собаку съел.
Однако, и я не знаю в чем здесь суть, то ли это дело рук редакторов и переводчиков, то ли Кинг действительно экспериментировал со стилем. Читать "Доктора" несколько тяжелей, чем "Сияние". В нити повествования появляются различные фишки и нововведения, Кингу не очень свойственные, ну или я мало читал его последние работы. Появляются Паланиковские
"Он сказал"
"Он сказал"
В пределах одного предложения, что неизменно в плюс, но и "воды" в достатке. А впрочем, таков уж стиль автора, выверенный за годы творчества и по этому легкоузнаваемый. Сюжетные "затяжки" это "Торговая марка" Стивена Кинга. У каждого автора свой собственный стиль, но с годами он, конечно, меняется, как меняется и растет в плане мастерства и сам автор. В любом случае, несколько непривычную манеру повествования в "Докторе" видеть было приятно. А может быть я это лишь надумал и виной всему "издат". Как бы то ни было, книга шикарна!
Фильм более зрелищный, но это и не мудрено. Некоторые моменты, вроде кори, режиссер попросту убрал из картины, но от этого она не стала хуже. Съемочной команде пришлось проделать титанический труд, и на мой взгляд, все затраты полностью себя оправдали. Не смотря на то, что фильм я посмотрел раньше, чем прочел книгу, я бы все же посоветовал сперва прочитать первоисточник, если вы по каким-либо причинам этого еще не сделали, и фильм при этом не смотрели.
"Доктор сон" это тот случай, когда книга и ее экранизация как бы дополняют друг друга. Что-то лучше в книге, что-то выгоднее смотрится в самом фильме на большом экране. О чем-то можно узнать лишь со страниц романа, а что-то увидеть только в фильме. И этот симбиоз поражает.
Послесловие
Все люди в какой-то степени сияют, и никто не застрахован от встречи с Розой Шляпницей. Подобная мысль заставляет задуматься, а может быть Дэн был прав? И стоит заглушить в себе это сияние, лишь бы не видеть призраков и быть уверенным в том, что за тобой не выехали члены "Истинного узла"?
Стоит ли жизнь с сиянием того, чтобы ее жить? И знаете - да! Она того определенно стоит!