В июле 2020 года в Архангельске Северный морской музей проведёт первый Международный форум по деревянному историческому судостроению "Матица–2020". Его цель – обмен опытом и закрепление за Архангельском статуса центра деревянного исторического судостроения.
- В России – тысячелетняя история кораблестроения. Задолго до Петра I у нас строили уникальные суда, способные плавать по ледяным морям в шторма на тысячи километров, – говорит инициатор форума, директор Северного морского музея Евгений Тенетов. – Мы хотим людям во всём мире напомнить об этой славной традиции.
По словам Евгения Тенетова, возрождение деревянного судостроения невозможно без осмысления традиционных технологий, использование которых позволяет формировать кадровый резерв будущих проектировщиков, строителей, а также реставраторов, музейщиков и реконструкторов.
- В Архангельской области наметился интерес к традиционному деревянному судостроению. Несколько проектов связаны с попытками воссоздать исторические суда: "Товариществом северного мореходства" построена яхта "Святой Пётр", а "Товарищество поморского судостроения" построило поморский карбас "Вашка" и приступило к реализации проекта "Поморская шхуна". Другой занимательный проект – поморский коч – строит ассоциация "Созвездие". И, наконец, Северный морской музей построил поморский карбас, – с удовольствием перечисляет инициатор форума. – Традиционное деревянное судостроение – это важнейший пласт региональной северной культуры с огромным имиджевым и туристическим потенциалом. Кроме того, это важнейший межрегиональный и международный историко-культурный элемент, связующий страны и народы северной Европы.
Возрождение легенды: зачем в Архангельске строят допетровское судно. Читать.
Собеседник рассказал, что школы и верфи деревянного судостроения сохранились или открываются в соседних с Архангельской областью регионах и странах: Карелии, Вологодской области, г. Котка (Финляндия), многих городах Северной Норвегии и на Лофотенских островах.
Архангельск расположен в уникальном географическом месте – дельте Северной Двины, впадающей в Белое море. До него легко добраться, а, значит, город может стать центральной площадкой для координации проектов, связанных с историческим судостроением.
Форум пройдёт на нескольких площадках: в нацпарке "Кенозерский", в Северном морском музее, на верфи "Товарищества поморского судостроения", в Фонде возрождения традиционного судостроения и арктического мореплавания. Он будет состоять из деловой и культурной программ. Мастер-классы, выставки, гонки судов, маневрирование в Северной Двине.
- В рамках форума мы приглашаем его участников и гостей посетить верфь деревянного судостроения и вновь открываемую "Арктическую школу традиционного деревянного судостроения" на Мосеевом острове в Архангельске, где ведётся строительство поморского коча – деревянного судна, которое на определённом историческом этапе играло важную роль в процессе государственного освоения Арктики, – рассказывает руководитель проекта "Поморский коч", глава Фонда возрождения традиционного судостроения и арктического мореплавания Глеб Плетнёв.
На данный момент зарегистрировано 20 участников из России и стран Скандинавии.
- Мы хотим собрать людей, связанных с сохранением традиционного деревянного судостроения. Это обмен профессиональным опытом и демонстрация результатов, а ещё – яркий праздник для жителей Севера, – говорит Евгений Тенетов.
Желающие принять участие в форуме в качестве участников могут написать директору Северного морского музея Евгению Тенетову tenetov@mail.ru. Партнёры форума "Матица": Министерство культуры Архангельской области; Северный морской музей; Национальный парк "Кенозерский"; Северный (Арктический) федеральный университет; "Товарищество поморского судостроения"; Фонд возрождения традиционного судостроения и арктического мореплавания; "Товарищество северного мореходства"; норвежский Баренцев секретариат.
На профессиональном, плотницком языке "матица" – это потолочная балка или бревно, перекрытие и основа для крыши и стропильной системы. В XIX веке "матицами" называли национальные культурно-просветительские общества, созданные в эпоху их национально-культурного возрождения. Учитывая главную цель – рассказать и отчасти возродить деревянное историческое судостроение на Севере, – организаторы форума посчитали такое название символичным.