Скажу прямо: я не рекомендую вам этого делать. В идеале, в стране в прекрасных эльфов, у вас должен быть замечательный специалист, который ведет вашего ребенка и дает вам домашние задания. Такой специалист особенно нужен, если есть подозрение на умственную отсталость или вторичную у.о.
Но... лично я нашла сыну логопеда-дефектолога к 4-м годам. До этого - сплошные проблемы. В 2 года дефектолог нас не взял: "Да вы маленькие еще. ЗПР с отставанием в полгода не ЗПР..." Хотя у сына уже начала формироваться вторичная умственная отсталость.
Я не знала, что должен знать и уметь мой ребенок, в 2 года, поэтому я:
- забила в поисковик фразу: "Что должен уметь ребенок 2 года",
- купила тесты ФГОС для детей 2-3х лет;
- скупила все развивающие пособия в магазине, какие нашла;
- попросила методической помощи у логопеда ребенка, она принесла мне задания от своей коллеги-дефектолога;
- заказала программу развития ребенка по ABA, туда входит дефектология.
Нормативы у всех были разные. Мне было очень трудно сделать из этого что-то путное, но потом я поняла, что все нормативы можно разделить на три категории:
- нормативы ПМПК (минимальный набор знаний и умений, необходимый для этого возраста);
- нормативы ФГОС ("золотой стандарт" развития ребенка);
- нормативы развивающих пособий, типа "Школы семи гномов" (занятия идут по методикам "раннего развития" с опережением от нормы, иногда не слишком адекватным, сама "Школа..." предупреждает об этом своих читателей).
Мы выбрали ФГОС. Скажу честно, сначала мой ребенок вообще не понимал, что я от него хочу и мне казалось, что он очень глупый. Чтобы ему помочь, я:
- просто все делала его руками: складывала пазлы, показывала цвета, сортировала предметы;
- давала очень простые задания, на порядок ниже его возраста, например, сложить картинку из двух разрезанных пополам половинок, показать, где красный, где синий;
- хвалила и вознаграждала даже за те ответы, что ему подсказала (подсказку постепенно убирала);
- давала ОЧЕНЬ простые инструкции из 1-2 слов;
- параллельно много работали с пониманием речи, через действие объясняли смысл заданий;
- все, что можно, мы выполняли с объемными предметами (считали камни и пуговицы,"кормили" игрушки, искали пару к реальным предметам, сравнивали короткий и длинный пояс);
- меняли предметы для развития навыка обобщения (синий мяч, синяя чашка, синий цветок)
- использовали особые интересы ребенка.
В итоге к 4-м годам у нас по-прежнему есть проблемы с речью, но нет отставания в умственном развитии. Он вполне способен отличить квадрат от треугольника и показать, на какой картинки меньше зонтиков. Асимметрия есть: сыну трудно дается конструирование, он не все задания понимает на слух, но мы продолжаем с этим работать.
Например, на днях мы учились подбирать такое же число на картинке.
Сын не понял, что значит "столько же".
Мы взяли пуговицы и две коробки. В одну я кинула одну пуговицу и попросила сына положить "столько же" в другую. Сын кинул одну пуговицу, собирался кинуть вторую, но я сказала:
"Стоп, вот сейчас здесь столько же пуговиц, сколько в этой (Показала пальцем и повторила, "столько же")".
Потом были две пуговицы, потом три и т.п. Через пару дней мы вернулись к тестам.