Найти тему

15. Из истории судоходства по Дону и в Приазовье. Траилин

15. Траилин.

1897 год. Заметка в «Таганрогском вестнике» повествует:

«Мною открыт способ обращения речных пароходов: на глубокой воде в быстроходные, а на мелях перекатов – способные переходить через них. Этот способ окрыления пароходов приспособлениями, составляющими мой секрет и уничтожающими, более чем на половину трение дна судна о воду, а также о речное дно перекатов, причем и самое погружение пароходов уменьшается, т. е. они возвышаются на воде, почему плавание пароходов не только при мелководье судоходных рек, но и по таким речкам, которые считаются не судоходными, становиться возможным».

А 20 августа 1897 года другая местная газета сообщила: «Хорошо известный в Донской области Ф. К. Траилин, печатно заявивший недавно о том, что он «изобрел способ окрыления пароходов» в целях свободного прохождения их через перекаты, сделал «весьма лестное» предложение управлению «Волго-Донского общества». Господин Траилин не прочь открыть свой секрет обществу, если оно выдаст ему за это 4000 рублей и бесплатный билет на поездки по Дону на пароходах общества. Сделка не состоялась и, как можно догадываться, вследствие того, что господин Траилин не выяснил, на каких, собственно, пароходах желает он совершать поездки по бесплатному билету: на окрыленных или не окрыленных».

А дальше попался рассказ современного исследователя. Назывался рассказ «Донской казак Федор Траилин – реформатор российского флота». Как было тут не удержаться и не заинтересоваться таким человеком, каким был Федор Калинич Траилин.

Нет, Федор Калинич Траилин не додумался создавать крылатый флот, да тогда было и невозможно это сделать. Хотя бы потому, что паровые машины для крылатого флота уж точно не годились, и архитектура судовых корпусов, материал, из коего они делались, совсем не подходили для крылатого флота. А если учесть тот факт, что у «Волго-Донского общества» чисто пассажирских судов на Дону не было, а были буксирные и грузопассажирские, то это «окрыление» точно не связано с крылатым флотом. Современники Ф. К. Траилина были совершенного иного мнения о «реформаторе российского флота»

Господину Траилину нужно было только от 3 до 4 тысяч рублей, чтобы «окрыление» осуществилось, и эти деньги он надеялся собрать среди лиц, заинтересованных в его секрете, а о «реформаторе российского флота» поговорим ниже.

Коллежский секретарь, казак Траилин никакого отношения к флоту не имел, и к Траилинскому перекату тоже. Один из донских корреспондентов того времени рассказывал о нем следующее.

«Впервые я услышал имя Федора Калинича, севши в первый раз за школьную скамью. Только что-то отошел обычный молебен перед учением, и нас, малышей, развели по классам, вошел директор и сказал: «Господа, кому нужно покупать книги, тетради и прочее, обращайтесь к Федору Калиничу Траилину». Он подробно указал адрес. Но, к сожалению, мы были еще настолько малы и глупы, что все перепутали и, вместо Ф. К., покупали книги в книжном магазине, который каждый из нас очень твердо знал. Это, кажется, первое «изобретение» господина Траилина. Он, покончив с книгами и письменными принадлежностями, изобрел печь. Она обладала весьма нужными свойствами: в огне не горела и в воде не тонула, давала экономию в топливе и позволяла постоянно регулировать температуру в комнате. Кое-кто из новочеркасских обывателей, соблазненных рекламой, приобрел эту штуку и очень скоро убедился в ее несомненных преимуществах: получалась такая экономия, но только не на топливе, а на температуре, что зимой в комнатах нужно было одевать шубы, чем и регулировалась теплота». В 1884 году три его печки были опробованы в здании ростовской городской думы. А что сталось с ними дальше – не известно. Господин Траилин стал усовершенствовать свою усовершенствованную печь, но рядом с тем его творческий дух продолжал работать в новых направлениях». Последнее сообщения о его печах было в январе 1900 года. Он предлагал городской управе разрешить ему опыт его системы голландских печей среди бедного населения. Результат неизвестен.

«Изобретены были какие-то неизносимые сапоги, кажется на железных подошвах (это изобретение я, впрочем, до сих пор ещё ни на ком не видел), и затем была изобретена газета «Казачий вестник». Сотрудники этого органа, вероятно, носили сапоги господина Траилина и грелись около его печей и потому писали … очень плохо, «Вестник» же завял, не успев расцвести».

«Патриотические мокроступы» Траилин изобрел в 1898 году: «без кожи, с железными подошвами, носками, подборами и каблуками». С газетой Федора Калинича корреспондент немного нарушил хронологию изобретений. Издательской деятельностью Федор Калинич начал заниматься до универсальной печки и до «мокроступов». В 1872 году он начинает издавать ежегодный справочник «Донской календарь». «От времени до времени» этот календарь выходил под другими названиями: «Казачий календарь» и «Донская справочная книжка». В 1889 году календарь не издавался, но издатель заявлял, что разослал подписчикам извещение о намерении издать его в 1890 году.

А в начале 1881 года Траилин начал издавать в Новочеркасске газету «Донской справочный листок», вскоре переименованную в 1882 году в «Казачий вестник».

1882 год. Из разговора на палубе парохода:

- Но, ведь, у вас (в Новочеркасске) есть еще одна газета?

- Какая? – Недоумевая, спросила у меня соседка.

- «Донской справочный листок»! – Удивился я.

- Ах, да, да! – Засмеялась она. – Это что Траилин издает?

- Вот, вот…

- Но «Листка» никто не читает. Издатель даром рассылает свою газету, но все отказываются от нее. В ней что-то пишут, но что именно – авторы, кажется, сами не знают».

В 1886 году Траилин перенес издание «Казачьего вестника» Москву, но и это не помогло, и в 1887 году издание было прекращено. В конце 1888 года Ф. К. Траилин ходатайствует о разрешении издавать газету «Донское Поле» и уже в средине следующего года получает разрешение. Жизнь нового детища Федора Калинича была еще печальней и короче всех предыдущих: весной 1891 года издание «Донского Поля» было приостановлено. А затем и права на издание газеты были проданы господину Арутюнову, продана была и типография «Донского Поля» за долги газеты. «В истории донской прессы о ней («Донском Поле») сохранится воспоминание, как об анекдотической оберточной макулатуре, которой в изобилии пользовались местные лавочники и базарные торговки. Сейчас же, после появления на свет, этот жалкий литературный уродец из «Донского Поля» превратился в «Донское Горе», как для своих читателей, которых ровным счетом 17 ½ человек, так и для папаши-издателя. Ярый, пламенный казакоман, из так называемых лампасных патриотов, горе-редактор «Донского Поля» плел такую дичь на своем органчике, что приводил даже самих казаков в бесконечно игривое настроение».

В 1891 году «Донское поле» трансформировалось в «Приазовский край».

А еще были изобретены: кубышки для спасения на водах, чернила (1888 год), экономический способ «выпахивать целые участки земли, не тратя ни копейки денег», способ, «как можно обзавестись хорошей меблировкой, не пожертвовав ни грошом» и так далее. Хронологию установить за дальностью времен не возможно.

И последнее, известное широкой общественности, изобретение донского «баламута» - «реформатора российского флота» (здесь военно-морского флота).

Из вышеупомянутой статьи современного исследователя следует, что «Федор Константинович Траилин, донской казак, потомок старинного казачьего рода», составлял «интеллектуальную элиту Донского Войска». «По образованию он был инженером-механиком, вероятно, торгового флота, так как в списках офицерских чинов Морского ведомства Российской империи его фамилия не значится». Точно: ни то, ни другое.

Рассказ основан, как он пишет, на статье в «Областных Донских Ведомостях» № 127 от 19 июня 1905 года. Газета, вообще-то, называлась «Донские Областные Ведомости».

Что же новое изобрел наш казак Траилин? Ни больше, ни меньше, а проект «полуподводного судна с паровым двигателем, снабженным внутри коробками с воздухом, герметично закупоренными, как пузыри у рыб». Неугомонный был наш Федя Траилин.

«Если моему изобретению суждено принести пользу, то решение должно бы последовать неотложно. – Рассуждает господин Траилин. - Намеченный мною прием борьбы измышлен 2 – 3 века назад нашими предками – донскими казаками на Азовском и Черном морях».

Траилин изобрел «судно» (на военно-морском флоте боевые суда назывались и называются, по сей день, кораблями), типа «Левиафан», «так названное по способности не тонуть, быстро плыть, легко вращаться и моментально останавливаться на полном ходу». «Судно» это разборное, и его легко перевозить «по железным дорогам» «на театр морской войны». «Вооружение «Левиафана-каюка»: 1 мина на носу, одно орудие – «митральеза» на корме. Экипаж: 5 человек с капитаном (он же атаман), 5 матросов и 5 артиллеристов. Итого: 15 человек, а на 666 (кораблей)— 9 тысяч 990 человек. Наименование флотилии – «Морские казаки». Траилин собирался создать целую флотилию таких «судов», а что касается «1 мина на носу», то современный исследователь предположил, что это, должно быть торпедный аппарат. Кто его знает? Точно не указано, скорее всего, шест с миной.

«Следует поспешить с выполнением задачи, - говорит Траилин, - дабы не узнали этого плана японцы, к сожалению, переимчивые и предприимчивые, и не успели забежать вперед, для противовеса «морским казакам». «Левиафан» можно бронировать по образцу черепахи. Броня его должна стоять к линии полета снаряда под острым углом в 45 градусов, если же перед тем она будет покрыта салом, то вполне достаточно толщины брони в 2 миллиметра стальных листов, чтобы вызвать рикошеты, не только пуль и картечи, но и снарядов мелкокалиберных пушек. Броня их на носу, корме и по бортам — съемная».

Здесь автор статьи делает примечание по поводу «покрыта салом»: «Надо надеяться, что Траилин под этим словом имел в виду все же какую-то техническую смазку, а не закуску, поскольку двигатель «Левиафана» казаков должен был работать не на спирту». Кто его знает, что думал великий изобретатель?

Дальше автор пишет: «Вот такое вот «чудо-оружие» на море предлагал построить донской казак. При всей кажущейся фантастичности этого проекта, он вызвал интерес профессионалов – морских инженеров. Можно было понять почему. Вдоль днища такого судна предполагалось построить коридор без пола, где должен был быть установлен винтовой двигатель и плавники, исполняющие функции руля. А также тормоз, для мгновенных остановок судна в полете! Сбоку от форштевня Траилин предлагал установить горизонтальные выдвижные миниатюрные паруса, для образования воздушной «подушки» между килем и поверхностью морских волн. Классического руля на этом судне не предусматривалось вообще, оно должно было управляться и в плавании и в полете горизонтальными рулями, расположенными по бортам форштевня.

Предлагали собрать деньги, совсем небольшие – 600 рублей для постройки действующей модели. Она предполагала длину — 32 аршина (22,7 метров), ширину — 4 (2,84 метров) и высоту — 3 (2,13 метров).

Построена ли была модель или нет – неизвестно. Вероятнее всего, что нет».

Точно нет. В Военном ведомстве не дураки сидели. А дальше говорится: «Донской казак – «морской Черепанов», ударил своим проектом по самому дорогому, что было у российского флота, по его «вечной ценности» - по береговой бюрократии. Флотилия казаков – хоть на судах на воздушных подушках, хоть на обычных – прекрасно бы заменяла дорогостоящие, но, по сути, бесполезные флоты линкоров и крейсеров на таких «закрытых» и «полузакрытых» морских акваториях, как Азовское, Черное, Каспийское и Балтийское моря. Если бы развить идею Траилина, создать казачье «военно-морское сословие», то это означало бы должностную смерть всей многочисленной «армии» береговых служб Черноморского флота и Каспийской флотилии. Существенно уменьшились бы бюджетные расходы, а значит, и численность береговых служб Балтийского флота. Судостроительные заводы Петербурга и Николаева вместо многомиллионных заказов от военно-морского ведомства на строительство огромных линкоров и крейсеров клепали бы смехотворные «заказики» в 15 000 целковых за разборный, как конструктор-игрушка, казачий «Левиафан». (Хотя могли бы строить крупнотоннажные отечественные торговые суда – танкеры, зерновозы и лесовозы, для богатого российского экспорта.) А «взводы» адмиралов столичного и Черноморского адмиралтейств – их куда пришлось бы девать?

Словом, широкое строительство «черепах» Траилина затрагивало бы интересы такого большого числа сановников в адмиральских погонах, что его идею затоптали так же решительно, как сердце горьковского Данко. Еще в 1905 году».