"Высоко сижу - далеко гляжу, не садись на пенёк, не ешь пирожок!", эту строчку из детской сказки про Машу и медведя, наверное, знают все.По крайней мере те, кто научился читать задолго до ютуба.
И действительно, ввиду округлости нашей планеты, дальность прямой видимости зависит непосредственно от того, насколько высоко находится наблюдатель над её поверхностью, а особенно это актуально для поверхности морской.
Моряки всегда стремились разместить своего наблюдателя в самой верхней точке корабля еще со времен парусного флота(на марсе), откуда марсовый и кричал свое сакраментальное - "Земля!"Или что-то более прозаическое, но не не менее важное для корабля и его команды.
Марс (нидерл. mars) — площадка на топе составной мачты, прикрепленная к её салингу (Словарь морских терминов).
С развитием подводного флота, когда подлодки стали активно привлекаться для перехвата торговых судов и конвоев противника, возник закономерный вопрос, а как же эти самые суда обнаруживать на максимально возможном расстоянии, чтобы не упустить потенциальную жертву?
Из-за их низкого профиля в воде, подводные лодки не могли видеть дальше , чем на несколько миль и пока не получили развития технологии радиолокации, необходимо было каким-то образом выходить из положения.
Например, смонтировать на субмарине раскладную мачту в стиле старого доброго парусного флота.
Французы на подлодке "Сюркуф" (как в свое время и немцы с японцами) возили с собой самолет - вариант в общем-то вполне себе рабочий, но как минимум, требующий некоторой модернизации корабля, для размещения на борту немаленького контейнера для транспортировки аппарата.А это и лишние расходы, и время, и масса других факторов, заставляющих поискать другой, менее затратный вариант.
Решая эту проблему, немецкое адмиралтейство рассмотрело ряд различных вариантов, в том числе складной(как уже упоминалось) гидросамолет ( Арадо Ar 231 ). В конце-концов, они выбрали Fa 330 Bachstelze("Трясогузка") - простой, буксируемый автожир.
Fa-330 конструктора Генриха Фокке, построенный в Германии во время Второй мировой войны, использовал принцип автожира (для создания подъемной силы) и воздушного змея(для создания набегающего на лопасти воздушного потока).
По сути это и был воздушный змей с несущим винтом, который тащила за собой подводная лодка навстречу ветру на стальном тросе, длина которого регулировалась электрической лебедкой на корпусе субмарины.
Конструкция автожира была выполнена из стальных труб разного диаметра, с закрепленным на хвосте неподвижным стабилизатором, килем и рулем направления.Съемные плоскости ротора, представляли собой металлический каркас обтянутый полотном.
При длине троса 300 м высота подъёма составляла 100 м. При этом радиус обзора достигал 35 км. При максимальной скорости буксировки, высота подъёма достигала 220 м, что обеспечивало пилоту, вооружённому биноклем, дальность обзора до 53 км, в то время как с мостика лодки – только 8 км.
Находясь в воздухе, пилот поддерживал связь с подводной лодкой по телефону.
В аварийной ситуации, пилот мог сбросить несущий винт и покинуть автожир на парашюте.
При штатном возвращении, трос сматывался до тех пор, пока Fa-330 не оказывался на палубе.
Время спуска составляло около четырёх минут. При этом пилот снижал обороты ротора, притормаживая его, что уменьшало нагрузку на лопасти и облегчало посадку.
Буксируемые автожиры использовались германским флотом(на подлодках IX серии) в реальной боевой обстановке, но по большей части в Южной Атлантике и Индийском океане, где не получила распространения патрульная авиация противника.А позже, с растущей её активностью, которая требовала от субмарин не задерживаться на поверхности, и вовсе прекратили их применение.
Впервые в действии Fa-330 был испытан с борта подводной лодки U-177 в Южной Атлантике, неподалёку от африканского побережья, в апреле – мае 1943 г. Было выполнено 60 подъёмов автожира, с общим налётом порядка 18 часов.
А утром 5 августа пилот с высоты 100 м обнаружил судно, которое лодка в итоге догнала и атаковала двумя торпедами – греческий пароход Эфталия Марин (4195 брт) с грузом южноафриканского угля пошёл на дно.
Это была первая и , вероятно, единственная успешная атака с применением автожира Fa-330.
Всего было построено от 110 до 200(по разным источникам) экземпляров, начиная с 1942 года. Некоторые из них сохранились до наших дней и выставлены в музеях Англии и США.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ FA 330:
Диаметр ротора: 7,3 метра.
Длина фюзеляжа: 4,3 метра.
Высота: 1,6 метра.
Масса: 80 килограмм.
Вооружение: Нет
Двигатель: Нет
Нормальная скорость буксировки:25 узлов(путевая скорость корабля плюс скорость ветра) .
Минимальная скорость буксировки:17 узлов(путевая скорость корабля плюс скорость ветра).
Обороты рраото: 205 об / мин.
Макс. высота полета: 220 метров.(на 300 метровом буксирном тросе)
Первоначально ротор раскручивался при помощи наматываемого шнура, который тянули несколько моряков, часть автожиров снабжалась для этой цели электромотором, запитывающимся от подводной лодки.
Подлодка разворачивалась против ветра и поднимала автожир.
- Все изображения в публикации взяты из открытых источников.
Спасибо, что уделили время. Если вам было интересно, подписывайтесь, ставьте лайки.Всем удачи!
Другие публикации канала:
- Именно здесь находится самая закрытая база подводных лодок Военно-Морских Сил США, даже не имеющая выхода к открытому морю.
- Единственный в своем роде случай за всю историю ядерных испытаний.