Найти тему
Guitar Blog

Приемы игры на гитаре

Флажолет

Флажолеты на гитаре играются касанием пальца левой руки, а не зажатием струны на определенном ладу. Натуральный флажолет играется на 12 ладу. При игре этого приема нужно учитывать несколько правил, чтобы звук был не приглушенным, а звонким и длительным:
1. Чтобы получился флажолет нужно дотронуться подушечкой пальца к струне во время игры, потом отпустить палец быстро, звук должен быть оригинальным и не похож на ноту.
2. Палец на левой руке обычно берется средний.
3. Играть флажолет можна громко и отчетливо на 12 ладу и 7 ладу. На 5 ладу, 9 ладу, 14 ладу и других, звук будет отличаться, длительность звучания меньше.
4. Когда играется флажолет палец ставится не на середине лада, а на краю со следующим ладом. 

Флажолет
Флажолет

Например, между 12 и 13 ладом нужно дотронуться средним пальцем и сыграть струну, чтобы получился натуральный флажолет. Флажолеты играются на любой из шести струн. Как отдельный вид игры с использованием флажолетов на гитаре этот прием использовать нельзя, только в редких случаях:
1. В конце пьесы можно поставить для того, чтобы выделить окончание по смыслу.
2. Подчеркнуть особенности инструмента, на котором играется пьеса.
3. Как правило, флажолет звучит тише, чем нота, поэтому когда мелодия заканчивается в середине произведения или в конце использование этого приема помогает сделать переход.
4. Флажолет созвучен с некоторыми аккордами и нотами, играется в составе мелодии как нота.
5. Очень тесная связь с другими нотами дает возможность подобрать соответствующий флажолет вместо одной из нот на 5, 7, 9, 12 ладу – все зависит от того, какую ноту нужно заменить.

Гитару можно настроить с помощью флажолетов. Для этого флажолет 7 лада нижней струны должен звучать как 5 лад верхней струны (исключение вторая и третяя струна – 5 лад на второй звучит как 4 лад на третей струне).

Баррэ

Баррэ – это прием игры на гитаре, когда левой рукой одним пальцем зажимаются 2 или более струны на одном и том же ладу.

Баррэ
Баррэ

Использовать этот прием нужно в таких случаях:
1. Двумя или более пальцами сыграть аккорд невозможно. Например, две струны рядом на первом ладу будет трудно держать двумя пальцами.
2. В составе аккорда, когда количество нот на одном ладу для игры больше трех и держать позицию аккорда без баррэ крайне трудно.
3. Чтобы облегчить и ускорить технически игру в отдельных частях произведения.
Когда играется этот прием, указательный палец, который держит одновременно несколько струн, нужно поставить ближе к окончанию лада, между перегородкой лада и серединой лада. Еще чтобы крепче держать струны и не было приглушенного звука указательный палец нужно ставить не ровно подушечкой к низу и струнам, а немного развернуть по возможности и ребром (твердой частью пальца) можно крепче зажать струны. Для того, чтобы играть на гитаре позициями в середине грифа можно использовать специальный инструмент “каподастр”, который зажимает на время игры от начала до конца один из ладов. Например, всемирно известное произведение “Hotel California” играется с применением каподастра на 7 ладу.

Арпеджио или как играть боем на гитаре

Боем (арпеджио) можно играть с помощью медиатора либо пальцами правой руки. В музыке есть произведения, которые играются по нотам со вставками арпеджио. Есть аккорды песен, которые целиком играются боем. И то и другое по своей сути общее название приема, когда одним движением руки играются несколько струн.

Для начинающего гитариста пользоваться этим приемом нужно с осторожностью. У всех без исключения получается лишний упор на струны, физическое воздействие пальцами правой руки после которого струны расстраиваются. Со временем появляется точность с наименьшими усилиями получать наиболее звонкие ноты.

На нотном стане арпеджио  обозначается “змейкой” или волнистой линией перед аккордом. Есть еще 2 варианта – стрелка вверх и стрелка вниз. Стрелка вверх означает, что арпеджио нужно сыграть от 6 струны до 1 струны, то есть сверху вниз. Стрелка вниз показывает, что нужно играть начиная с 1 струны до 6 струны, то есть снизу вверх. Оба эти способа можно сыграть большим пальцем. Если на нотном стане рядом с арпеджио пишется Rasqueado (Расгеадо), тогда нужно играть не большим пальцем, а каждым пальцем по очередности, один за другим по каждой струне. Чтобы сыграть расгеадо можно сделать опору большим пальцем на 6 струну (если она не участвует в аккорде).

Расгеадо
Расгеадо

Отличие между медиатором и игрой ногтями. При игре медиатором звук получается более звонкий и громкий, четкий и одинаковый. При игре пальцами можно использовать более запутанные комбинации боя и глушить звучание струн ладонью. Универсального решения нет для игры, поэтому нужно играть всегда по ситуации.  Я бы не начинал заучивать определенные виды боя, а закрепил тот способ, который наиболее удобный. Со временем игра боем доходит до автоматизма, нужно только на слух определить, где и как играется произведение.

Глиссандо (скольжение)

Очень распространенный прием. Часто получается в тех местах, где его не должно быть, по случайности либо желанию гитариста, что не является ошибкой. Если на нотном стане этот прием обозначен, его нужно обязательно использовать. При игре нужно учитывать каким пальцем делается скольжение, иногда сменив палец получается намного легче сыграть. По умолчанию, удобно скользить средним пальцем левой руки, но если те же ноты попытаться взять указательным, что на первый взгляд неудобно, то в итоге получится более правильное скольжение.

Стаккато и фермата

Прием игры, когда ноте не дают дозвучать и специально обрывают ее звучание, либо можно использовать менее выраженное стаккато – резко, но не сильно, взять струну, чтобы она звучала недолго. В танго стаккато используется очень часто, добавляя в произведения ритмичность. Противоположным знаком для стаккато будет фермата, когда нота должна дозвучать, нужно сделать паузу в произведении. Можно увидеть в романсах, которые играются свободно, с паузами, различными задержками и ускорением игры.

Вибрато

Вибрато или подтяжки – раскачивание пальцем левой руки струны вверх/вниз или влево/вправо по ладу. Прием очень часто используется на электрогитаре, на акустической гитаре не так выражен, можно играть по ситуации, особенно если нужно скрыть повтор нот, либо выделить ноту. В любом месте сыграв вибрато, произведение по своей сути не меняется. На электрогитаре любое вибрато имеет более продолжительное и яркое звучание, поэтому там это один из основных приемов.

Источник: https://iluha.home.blog/2020/02/13/guitar-tricks/