Найти тему
МУЗТОЧКА

6 ошибок, убивающих скорость игры - И как никогда их не делать

Каждый гитарист, пытающийся научиться играть быстрее, делает эти ошибки. Давайте, попробуем преодолеть барьер скорости уже сегодня!

Обучаясь быстрой игре, большинство музыкантов допускает шесть основных ошибок. В результате появляются такие проблемы, как медленный прогресс и невозможность играть быстро в течение длительного периода времени. Но проблема заключается не в том, что люди не знают, как их (ошибки) исправить, а в том, что даже не догадываются об их существовании.

Чтобы разблокировать следующий уровень техники, нужно эффективно разобраться в проблеме и выработать новые полезные привычки. Если вы не можете достигнуть желаемых результатов так быстро, как хотелось бы, в этой статье вы обязательно найдете решение! И так, давайте, рассмотрим главные ошибки.

Рассеянное внимание во время репетиций

Рассеянное внимание - самая распространенная ошибка музыканта. Проблема заключается в том, что часто люди не понимают, насколько сосредоточенными  должны быть, чтобы не допустить ни одной мелкой ошибки (например, потери синхронности игры в определенном моменте мелодии). Истина заключается в том, что при изучении новой части песни вы должны сосредоточиться на каждой детали, на каждом движении. Необходимо убедиться, что вы контролируете процесс без лишних усилий, и настолько эффективно, насколько это возможно.

Когда вы репетируете, то видите каждое свое движение, программируя таким образом свой мозг на создание новых нейронных соединений (процесс запоминания), которые затем можно усилить, чтобы играть с большей легкостью и контролем. Многие музыканты учат песни и отрывки, повторяя их с ошибками во время репетиций, но концентрируясь и играя правильно во время выступлений. Но это в корне неправильно. Каждый раз, когда вы выполняете последовательность в неправильном порядке, ваше подсознание ее запоминает. А бессознательная часть мозга не может отличить правильное от неправильного - она просто делает то, что вы ей скажете. В итоге, во время выступлений, приученное к иной мелодической последовательности подсознание, будет тормозить вашу скорость: чтобы играть правильно, понадобится дополнительная концентрация.

Повторяя отрывки в рассеянном состоянии, вы повышаете вероятность ошибок, а это плохо! Но если репетируете, максимально фокусируясь на песне, то каждая нота, каждое движение мышц будут даваться вам с гораздо большей легкостью и точностью благодаря подсознательному запоминанию последовательности. Такое программирование вашего мозга гарантирует, что когда придет время играть для большой аудитории, вы выступите уверенно и без ошибок, независимо от обстоятельств.

Если у вас возникли проблемы с фокусированием внимания, убедитесь в отсутствии отвлекающих факторов. Выключите телевизор! Лично я потратил много часов практики впустую, играя перед телевизором. Вы получите то, что, хотите, гораздо быстрее, если сосредоточитесь на деле. Выключите телевизор, отключите телефон, закройте ноутбук и полностью посвятите себя музыке!

Постоянное напряжение

Любое напряжение - это верный убийца контроля и легкости. Часто люди очень сильно сосредотачиваются на своих руках, что ведет к нарастанию напряжения в других частях тела, замедляя, в результате, прогресс. Убедитесь, что ваше тело полностью расслаблено, тогда играть станет не только легче, но и приятнее.

Пока я был в полном неведении того, как плохо влияет напряжение на мою игру, то не мог играть долго без боли. Как только я узнал о вреде напряженности, и сфокусировался на ее устранении, играть стало гораздо легче (и получаться быстрее).

Вы можете не осознавать этого, но любое избыточное мышечное напряжение в любой части вашего тела, в какой-то степени мешает вашей игре. Даже если речь идет о спине, ногах или ступнях. Потому что напряженность быстро распространяется по всему телу, в том числе на ваши пальцы, запястья и предплечья.

Самый лучший способ найти и устранить напряжение - играть на гитаре медленно. Так вы увидите, какая именно часть тела напряжена. Чтобы расслабить мышцы, нужно просто “встряхнуть” напряженную часть тела - как куклу-марионетку.

Большая ошибка, которую допускают музыканты - это игра “изо всех сил”. Чтобы струны издавали мелодию, к ним не нужно применять много сил. Даже если вы хотите играть громче, можно делать это без лишней напряженности, просто расслабив мышцы и растворившись в музыке.

Скорость без контроля

Большая ошибка многих музыкантов, которым не хватает техничности - это стремление играть быстро ради того, чтобы играть быстро. Желание придать музыке интенсивности не всегда совместимо с возможностями гитариста. В итоге, ставка на скорость превращается в непрофессиональную игру. И музыкант, который хочет своим исполнением сказать слушателям “Посмотрите, как я могу”, в итоге говорит им “Посмотрите, как я не могу”.

Помните, что если вы хотите играть быстро, сначала вам нужно научиться играть под расслабленным самоконтролем. Так ваш мозг, вместо заполнения противоречивостью и неопределенностью, сможет действительно усваивать то, что вы учите.

Непонимание того, что важно начинать с медленной игры

Когда вы думаете о “медленной игре”, насколько медленной себе ее представляете? Может быть, 3-4 ноты в секунду? Или одну ноту в секунду? Я бы сказал, что вам нужно играть в два раза медленнее, чем вы играете при изучении нового отрывка. Видите ли, в связи со сложностью строения человеческого тела, при игре на гитаре вы используете по 34 мышцы для управления пальцами на каждой руке. Всего - 68 мышц. Медленная игра поможет убедиться, что другие части тела не напряжены, а также - понять и исправить небольшие недостатки техничности, которые становятся большой проблемой при игре на высокой скорости.

Когда вы обучаетесь чему-то новому, жизненно важно делать это в медленной, контролируемой и спокойной манере, что позволяет более эффективно изучить необходимые движения. После того, как сформируется необходимая правильная механичность в движениях, можно переходить к более быстрой игре.

Так насколько медленно все же стоит играть? Чтобы выучить новую мелодию, каждой ноте следует уделять от 2 до 5 секунд, в зависимости от сложности движений. “От двух до пяти секунд перерыва между каждой нотой?” - в недоумении спросите вы. Конечно, все музыканты привыкли к более быстрым движениям. Но с каждой попыткой скорость игры можно повышать. Чтобы засекать время, используйте метроном.

Когда люди слышат, что между нотами нужно ждать от 2 до 5 секунд, они просто ЖДУТ. Смотрят на часы и, таким образом, теряют концентрацию внимания, делая много ошибок. Это не эффективно. Поэтому, вместо поглядывания на часы, просто слушайте метроном и следите за правильной последовательностью нот и четкостью игры.

Слишком много вызовов одновременно

Когда вы беретесь за новую песню, необходимо разбить ее на мелкие кусочки и учить каждый отрывок отдельно. И только, когда каждый кусочек будет доведен до идеала, соединять их, и учиться играть целиком.  Поскольку каждый отрывок состоит из многих мелких движений, которые нужно выполнять правильно.

Люди часто переоценивают свои возможности, уделяя мало внимания якобы простым частям, с которыми, в итоге, возникает много проблем. Если вы относитесь к большинству, то наверняка переоцениваете свои способности. Советую каждый кусочек мелодии, состоящий из 3-6 нот, повторять до тех пор, пока ваши движение, четкость и ритм не станут идеальными.

Нетерпение из-за аргумента “мы хотим играть новую песню уже сейчас” и надежда на то, что никто не заметит мелких ошибок, приводит к некачественным результатам. Ирония заключается в том, что чем медленнее вы играете, разучивая песню по кусочкам, тем быстрее вы будете исполнять ее целиком, и наоборот.

Отсутствие веры в себя

Хотя это может показаться вам не самой серьезной проблемой, на самом деле, это наиболее разрушающий фактор. Слишком много гитаристов саботируют свои возможности, вознося на пьедестал технику своих кумиров и не веря в то, что сами могут играть так же, или даже лучше! Не веря в себя, вы сильно снижаете свой уровень мотивации, а ваш мозг, в итоге, находит сотни доказательств, почему вы никогда не сможете сыграть вот этот сложный рифф. Посмотрите на людей, которые верят в НЛО! Они постоянно находят доказательства его существования, невзирая на то, что эти доказательства могут быть легко опровержены и объяснены. Так и отсутствие веры в собственный потенциал способно накликать неудачи. Это называется самоисполняющимся пророчеством. Чем больше вы верите в себя, тем больших высот достигнете,и наоборот.

Избегая шести вышеизложенных ошибок, вы окажетесь на несколько уровней выше других музыкантов, а ваша игра станет чистой, четкой, быстрой, иными словами, насколько это возможно, совершенной!

Перевод со статьи “The 6 Mistakes That Will Kill Your Speed - And How to Ensure You Never Make Them”.

Еще больше интересных статей читайте в блоге Музточки!