Найти тему
Дневники Зеленого края

По "Малому БАМу". Экстремальное снежное путешествие по дороге, с которой начиналась Байкало-Амурская магистраль.

Фото Митя Гусев и Денис Дьяконов

Малый БАМ - это неофициальное название. Часто, его применяют к ветке, соединившей станцию Транссиба - Сковордино, бамовскую столицу - Тынду и якутский город Нерюнгри. Сегодня это ещё и часть АЯМа. Амуро-Якутской магистрали. Это одна из немногих дорог в стране, где ещё ведется строительство, хоть и довольно медленно. Мы даже немного поучаствовали в нем, забив именные костыли на пути между Кердемом и Нижним Бестяхом .

Считается, что Малый БАМ был ровесником комсомольской стройки середины 70тых. Но это неверно. В 1932 году Совет Народных комиссаров принял решение о строительстве БАМа. Новую дорогу включили в план очередной пятилетки. Первые рельсы от Сковордино, в сторону проектируемой станции Тындинская, были уложены ещё в 1933ем. Сперва строительство вели железнодорожные батальоны, а затем и строители-заключенные.

Так строят магистраль до Якутска.
Так строят магистраль до Якутска.

С этого короткого и невероятно красивого отрезка, Байкало-Амурская дорога и ведет свое начало. Он стал первой путеводной нитью, меридиональной дорогой, соединившей обжитой Транссиб, с будущей легендарной трассой. Тогда, первые годы строительства, её ещё не существовало в спроектированном виде. Были лишь отдельные отрезки, разведанные несколькими изыскательскими партиями. На "Малый БАМ" основная дорога и опиралась. В 1938 году здесь было открыто рабочее движение.

-4

В этом районе находится граница зоны вечной мерзлоты. Здесь сама природа всячески противится любому строительству. Оно и шло долго и сложно. Первая попытка оказалась неудачной. В годы войны , уложенные рельсы сняли и отправили на Волгу, для строительства новой ветки к Сталинграду.

Путевые звенья  АЯМа.
Путевые звенья АЯМа.

Проходчики вернулись сюда только в начале 70тых. Всё пришлось начинать фактически заново. Чтобы восстановить "Малый БАМ" в полном объеме, понадобилось целых пять лет Дольше, чем его отсыпали тогда, в далёких тридцатых. Дорога заработала вновь в 1978 году.

-6

Как и всякая сложная магистраль, "Малый БАМ" расположен в невероятно красивой местности. А когда уляжется первый снежный покров, и поезд, и пассажиры, проезжающие здесь, словно попадают в идеальную ледяную сказку.

Зимняя панорама Южной Якутии.
Зимняя панорама Южной Якутии.

Движение здесь не слишком интенсивное. Нам приходилось использовать наш рабочий поезд, для съемки железнодорожной натуры. Стояла ещё не самая холодная зима, но аппаратура буквально примерзала к рукам. По несколько раз в день мы испытывали это, ни с чем не сравнимое, удовольствие от возвращения, с тридцатиградусного мороза, в жарко натопленные вагон. Оптику, после такого, приходилось оставлять в холодном тамбуре. В тепле она моментально покрывалась "испариной" и надолго переставала работать.

-8

Свежевыпавший снег плотно укрывает землю, деревья и все окрестные горы. Он настолько белый, что на солнце ощутимо режет глаза, а чуткие фотографические приборы начинают потихоньку сходить "с ума". Сверкающие просторы, с редким мелколесьем, упираются в бездонное голубое небо, с каким-то особым ярким оттенком.

-9

Здесь можно часами наблюдать в окно , не увидев ни одного человека, кроме как на разъездах и полустанках.

-10

Но время от времени скрытое снегом гористое пространство, которое кажется совершенно безжизненным...

-11

... вдруг прерывается циклопическими карьерами. Эти гигантские выемки земли уже и сами смотрятся необходимой частью местного пейзажа. По масштабам они вполне соперничают с первыми сопками Алданского нагорья.

-12
-13

Поездка по "Малому БАМу" особенно хороша тем, что здесь, на коротком участке, можно наблюдать все основные сибирские контрасты. От бескрайних снежных степей и густой тайги, до горной тундры и грандиозных объектов, построенных человеческими руками. Смотреть на такое можно бесконечно.

-14

Ставьте палец вверх и подписывайтесь, если вам понравилась наша небольшая зарисовка о путешествии по "Малому БАМу". Мы постоянно обновляемся. Спасибо!