Фото Митя Гусев и Денис Дьяконов
Малый БАМ - это неофициальное название. Часто, его применяют к ветке, соединившей станцию Транссиба - Сковордино, бамовскую столицу - Тынду и якутский город Нерюнгри. Сегодня это ещё и часть АЯМа. Амуро-Якутской магистрали. Это одна из немногих дорог в стране, где ещё ведется строительство, хоть и довольно медленно. Мы даже немного поучаствовали в нем, забив именные костыли на пути между Кердемом и Нижним Бестяхом .
Считается, что Малый БАМ был ровесником комсомольской стройки середины 70тых. Но это неверно. В 1932 году Совет Народных комиссаров принял решение о строительстве БАМа. Новую дорогу включили в план очередной пятилетки. Первые рельсы от Сковордино, в сторону проектируемой станции Тындинская, были уложены ещё в 1933ем. Сперва строительство вели железнодорожные батальоны, а затем и строители-заключенные.
С этого короткого и невероятно красивого отрезка, Байкало-Амурская дорога и ведет свое начало. Он стал первой путеводной нитью, меридиональной дорогой, соединившей обжитой Транссиб, с будущей легендарной трассой. Тогда, первые годы строительства, её ещё не существовало в спроектированном виде. Были лишь отдельные отрезки, разведанные несколькими изыскательскими партиями. На "Малый БАМ" основная дорога и опиралась. В 1938 году здесь было открыто рабочее движение.
В этом районе находится граница зоны вечной мерзлоты. Здесь сама природа всячески противится любому строительству. Оно и шло долго и сложно. Первая попытка оказалась неудачной. В годы войны , уложенные рельсы сняли и отправили на Волгу, для строительства новой ветки к Сталинграду.
Проходчики вернулись сюда только в начале 70тых. Всё пришлось начинать фактически заново. Чтобы восстановить "Малый БАМ" в полном объеме, понадобилось целых пять лет Дольше, чем его отсыпали тогда, в далёких тридцатых. Дорога заработала вновь в 1978 году.
Как и всякая сложная магистраль, "Малый БАМ" расположен в невероятно красивой местности. А когда уляжется первый снежный покров, и поезд, и пассажиры, проезжающие здесь, словно попадают в идеальную ледяную сказку.
Движение здесь не слишком интенсивное. Нам приходилось использовать наш рабочий поезд, для съемки железнодорожной натуры. Стояла ещё не самая холодная зима, но аппаратура буквально примерзала к рукам. По несколько раз в день мы испытывали это, ни с чем не сравнимое, удовольствие от возвращения, с тридцатиградусного мороза, в жарко натопленные вагон. Оптику, после такого, приходилось оставлять в холодном тамбуре. В тепле она моментально покрывалась "испариной" и надолго переставала работать.
Свежевыпавший снег плотно укрывает землю, деревья и все окрестные горы. Он настолько белый, что на солнце ощутимо режет глаза, а чуткие фотографические приборы начинают потихоньку сходить "с ума". Сверкающие просторы, с редким мелколесьем, упираются в бездонное голубое небо, с каким-то особым ярким оттенком.
Здесь можно часами наблюдать в окно , не увидев ни одного человека, кроме как на разъездах и полустанках.
Но время от времени скрытое снегом гористое пространство, которое кажется совершенно безжизненным...
... вдруг прерывается циклопическими карьерами. Эти гигантские выемки земли уже и сами смотрятся необходимой частью местного пейзажа. По масштабам они вполне соперничают с первыми сопками Алданского нагорья.
Поездка по "Малому БАМу" особенно хороша тем, что здесь, на коротком участке, можно наблюдать все основные сибирские контрасты. От бескрайних снежных степей и густой тайги, до горной тундры и грандиозных объектов, построенных человеческими руками. Смотреть на такое можно бесконечно.
Ставьте палец вверх и подписывайтесь, если вам понравилась наша небольшая зарисовка о путешествии по "Малому БАМу". Мы постоянно обновляемся. Спасибо!