Найти тему
Тата Олейник

Об искусстве и не о нем

А давайте поговорим про искусство немножко. Вот, смотрите. Две картины. Первая - это "Христос в Гефсиманском саду" , принадлежащая кисти прекрасного художника Николая Ге. Вторая тоже нарисована очень знаменитым в определенных кругах художником - Борисом Валеджо(Вальехо). Понятия не имею, как она называется, но, допустим, "Тетя и Хвостатая Хрень"

Ге
Ге

Валеджо
Валеджо

А теперь внимание, вопрос. Почему девять из десяти людей, только взглянув на темную картину Ге, сразу признают ее выдающимся произведением искусства, и почему подавляющее большинство граждан старше пяти лет, посмотрев на очень красиво нарисованную "Хвостатую Хрень", в секунду определят ее к списку объектов, до искусства отношения не имеющих?

Или взять меня. Я - человек с излишне простыми вкусами. Из всех жанров кино я уверенно выбираю комедию, если меня и можно вытащить на аркане в театр - то это будет мюзикл или оперетта, а еще лучше кабаре, где можно курить прямо в зале и шуршать конфетными фантиками.

Даже в литературе, увы, я демонстрирую нередко то же дурновкусие, хотя и тщательно его скрываю, поэтому меня куда чаще можно застать над сказками, ужастиками или фантастикой, чем это было бы прилично для служителя слова. Но даже я с восторгом повесила бы "Сад" у себя в кабинете, а при виде шедевра Валеджо меня физически, ощутимо передергивает и губы сами шепчут "Боже, какая дрянь!", как будто этим нехитрым заклинанием можно изгнать "Хвостатую Хрень" обратно в сумрак сознания господина Валеджо.

При этом я на самом деле не могу объяснить даже самой себе, чем так уж плох Валеджо и хорош Ге. Слова "пластмассовый", "никакой", "пустой", "пошлый" - в реальности ничего не объясняют. Говорить про чувства, экспрессию, выразительность и.т. д, - тоже бессмысленно, так как у всех людей разные чувства и разная реакция. Как рисовальщик Валеджо прямо очень хорош, с анатомией у него отлично, со светом, как мне тут объяснили, он лажает - но я-то этого не вижу. То есть формальных претензий к Борису у меня быть не может вообще.
И как рождается чудо безвкусицы - такая же загадка, как и создание шедевра.