Двадцать лет назад карьера Стивена Кинга почти подошла к концу, когда он был сбит неконтролируемой машиной возле своего дома в сельской местности штата Мэн. Спустя десятилетия после этого почти фатального столкновения это был своего рода бонусный раунд, и Кинг в полной мере воспользовался этим.
Его работы за этот период включают в себя более 20 романов и несколько сборников коротких художественных произведений, а также многочисленные сценарии и разные публикации. Кажется, Кинг всегда был плодовитым, и он оказался в бездонном резервуаре повествования. Институт является последним, и это классический Кинг, с особой степенью срочности и гнева. Под ее экстравагантным сюжетом и типично пропульсивной прозой книга вдохновлена центральной проблемой, которая не может быть более актуальной: бесчеловечное обращение с детьми.
Однажды Кинг заметил, что он готов «пойти на все» в художественной литературе, и он сделал это с большим эффектом на протяжении многих книг и многих лет. Но способность Кинга генерировать страхи мирового уровня никогда не была самым важным аспектом его работы. Более важным для его непреходящей популярности является его способность создавать текстурированные, достоверные портреты реальных людей, окруженных ужасными обстоятельствами и изо всех сил пытающимися выжить. В последнее время Кинг направил свое эмпатическое видение наружу, обращаясь к социальным и политическим кризисам, давящим на всех нас. Прошлогодняя « Возвышение» была прекрасной, похожей на басню новеллой о том, как дивизии проходят по всей стране как линии разлома. Институт это совсем другой вид книги, в которой одинаково пристально рассматривается, кем и чем мы стали.
Институт начинается в DuPray, Южная Каролина, далеко от возможного центра повествования. Кинг быстро знакомит нас с городом и его обитателями, главным из которых является Тим Джеймисон, бывший полицейский, который будет играть жизненно важную роль в будущих драмах. Затем действие переходит в Миннеаполис и в дом главного героя романа, 12-летнего Люка Эллиса. Люк - добросовестный гений, обладающий небольшим талантом к телекинезу. История начинается всерьез, когда бандиты вторгаются в дом Люка, убивают его родителей и уносят его в темное место назначения названия романа.
Институт является тайной организацией, расположенной в глубине штата Мэн. Его единственная цель состоит в том, чтобы изучать, усиливать и использовать паранормальные таланты (телепатия и телекинез, по большей части) своих юных заключенных. Используя инвазивные методы, которые равносильны пыткам, сотрудники Института пытаются превратить свои обвинения в психическое оружие в бесконечной войне против политических врагов. Последующее повествование побуждает нас задуматься над образом детей, разлученных со своими родителями и вынужденных жить в жестоких обстоятельствах, чтобы служить целям влиятельных людей.
Большая часть действия происходит в самом Институте и сосредоточена на согласованных усилиях группы травмированных детей, чтобы понять их способности - и использовать их против их похитителей. Немногие писатели обладают способностью Кинга создавать надежных молодых людей, чьи зарождающиеся качества предвосхищают взрослых, которыми они (с удачей) станут. И еще меньше обладают творческими ресурсами, которые Кинг использует для своего портрета жизни в Институте, жизни, наполненной жестокостью и пугающим безразличием к ее воздействию на уязвимых. Институт, говорит нам Кинг, не только уничтожает выбранных жертв. Это также разрушает моральный компас тех, кто работает там слишком долго.
Две заметные иронии доводят роман до его завершения. Во-первых, тот факт, что сотрудники Института, полностью сосредоточившись на незначительных телекинетических способностях Люка, игнорируют единственное оружие, которое он может использовать против них: его потрясающий интеллект. Во-вторых, при создании человеческого «оружия», которое будет использоваться против предполагаемых врагов, Институт создал оружие, которое будет использоваться против самого себя. Благодаря сочетанию интеллекта Люка и связанных умственных усилий заключенных детей - особенно сильно психического 10-летнего по имени Эйвери Диксон - происходит революция, резко меняющая баланс сил. Люк убегает и находит путь на юг к Дюпрею, где ждет неожиданная помощь.
На протяжении всей своей долгой карьеры Кинг придерживался убеждения, что истории имеют значение, что они помогают нам понять и нас самих, и мир, в котором мы живем. Институт , наполненный гневом, печалью, сочувствием и, да, надеждой, подтверждает эту приверженность с неослабевающей силой. Это первоклассное развлечение, в котором есть что сказать. Нам всем нужно слушать.