История жизни одной еврейской семьи после войны.
Спектакль Бердичев на сцене театра Маяковского идёт уже не первый год. Блистательная Татьяна Орлова, безусловно, вне конкуренции.
Эта автобиографичная история Фридриха Горенштейна о жизни евреев в послевоенном СССР.
Невыносимая боль потерь и ужасы войны настолько изуродовали психику людей... Кто-то стал чёрствым и жестоким, как Рахиль, кто-то слабым и вечнострадающим, как ее сестра Злота...
В этой истории так отчётливо видно не только историю простой еврейской семьи, тут просто жизнь людей после войны. Как удавалось справляться с трудностями, учиться жить заново, оплакивая своих родных...
Если бы не нотки юмора в спектакле - смотреть Бердичев были бы совершенно невозможно, так явно там горе отдельных людей и какое-то "ненастоящее" счастье.
Спектакль поставлен как нарезка из кадров. 1945, 1947, 1975... От картинки к картинке меняется обстановка, появляется телевизор, холодильник, портрет Сталина сменяется на металлическую картину. И меняются люди. Нет, главные герои все те же, но они взрослеют, стареют... А жизнь идёт своим чередом
И как наглядно тут прослеживается, как модно сейчас говорить, карма. Рахиль, такая властная и грубая. Как она проклинает всех направо и налево, как оберегает своих детей, племянника, семью... Как волчица за них сражается, но в то же время и им не даёт возможности иметь своего мнения.
Так и ее дочь, Рузя, со временем делает совершенно безвольными и слабыми своих сыновей.... Они тихо женились на Наденьках, как Рузя вышла замуж в 17 за Милю. А была ли любовь? Да кто о ней тогда знал? Нет, сын Рузи посмел полюбить неудобную, и был сломнен мамашей и бабкой. А потом эти рассуждения о том, кто и чего смог достичь... Да как тут достигнешь, если с детства ребенка лишают права на выбор, на мнение, на желание... в карме ли дело?
Иначе можно сказать о Виле, трудном и хамоватом подростке, которого малодушная Злота всегда защищала от нападок сестры-тирана Рахили. Виля, а в реальной жизни Фридрих, убегал из дома, грубил, хамил, всегда имел свое мнение и не боялся тетки. Именно таким описал себя автор пьесы, драматург Фридрих Горенштейн. Ему удалось уехать из Бердичева, стать известным драматургом.
В целом спектакль оставил довольно приятное впечатление, не смотря на то, что на протяжении 3 часов 40 минут было иногда немного скучновато, но в целом получилась очень наглядная картина жизни отдельной семьи в разрезе нескольких эпох...
Никита Кобелев, режиссер спектакля "Бердичев", предпочел пойти классическим путем, и упор в этой истории сделать именно на игре актеров. Также некоторые символичные моменты можно было проследить в декорациях (башня в Бердичеве, портрет Сталина, швейная машинка, сервант, комод ...)
Немного не хватило какого-то действа... Все происходило довольно однообразно и монотонно, но, судя по всему, именно такой монотонной и была цель показать жизнь обычной семьи в послевоенные годы. Все равны, коммунизм, равенство и братство.
Все фотографии в статье взяты из открытых источников, в том числе с официального сайта театра Маяковского.