Принято считать, что талантливый человек талантлив во всем. Сергей Владимирович Шнуров - живая иллюстрация этой аксиомы. Он не только певец, музыкант, композитор и фронтмен популярной группы, он еще и поэт (см. Инстаграм исполнителя), с недавних пор - политик (см. там же), а с давних - художник.
По словам Шнурова более 10 лет назад он изобрел собственный жанр — «брендреализм». Впервые его работы были показаны в Москве еще в 2006 году и почти сразу были распроданы. При этом стоимость одной из работ, опять же по словам Шнурова, достигла 2 миллионов рублей. При такой рентабельности, почему бы не продолжить творческий путь?
Работы Шнурова провоцирует дискуссию - возможна ли критическая свобода в условиях брендреализма, где любое означающее становится символом и, как следствие, брендом?
Примечательно, что сначала Шнуров писал картины сам. Не забывайте, что по образованию Сергей Владимирович - реставратор произведений из дерева 4-го разряда, т.е. профессиональные навыки художественной работы у него есть.
Но затем прочел Шнуров (который после реставрационного лицея поступила на философский факультет, где проучился целых три года) прочитал эссе Ролана Барта «Смерть автора».
Зрители должны рассматривать художественное произведение отдельно от его творца, чтобы освободить себя от тирании толкования.
С тех пор Шнуров только придумывает концепции, а воплощают их помощники. Подобный метод, кстати, использует самый "дорогой" из ныне живущих художников Джефф Кунс, которого Шнуров называет в тройке любимых авторов ( наряду с Бэнкси и Кифером).
Критики и поклонники считают, что суть творческого метода Шнура — в высмеивании общественной брендомании и мещанского вкуса. В этом смысле он прямой наследник поп-арта. Но кому-то удается рассмотреть в брендреализме более глубокий подтекст, как то: жизнь современного человека по искусственным стандартам, шаблонам общественного вкуса в стиле жизни — от популярного ныне ЗОЖ до осознанного статуса интеллигентного пьяницы.
Стоит ли относиться серьезно к такого рода творчеству - каждый решает сам. Кому-то ценно авторство, а мысль, исторгнутая из музыкального кумира, кажется верхом остроумия и визионерства. Кому-то важна ремесленная составляющая искусства (это как раз те люди, которые перед картинами примитивистов говорят "Да у меня ребенок лучше нарисует!"). Кому-то выдуманные Шнуровым метафоры действительно кажутся меткими.
От себя скажу: чем бы дитя не тешилось. Лучше все мы станем художниками, чем будем бесконечно критиковать тех, кто осмелился высказаться.