Скажу сразу, у меня нет новых железобетонных фактов по поводу точных сроков открытия полномасштабного ( сейчас из России доступен только Каир) авиасообщения между Россией и Египтом. Как, впрочем, нет их ни у кого.
Все рассуждения на эту тему строятся на «обсасывании» одного-единственного январского события: проверки 19-23 января российскими экспертами по авиабезопасности аэропортов Хургады и Шарм-эль-Шейха и последующего за ней заявления египетского министерства гражданской авиации о достигнутой договоренности по открытию авиасообщения с курортными городами страны.
Отечественные же эксперты-комментаторы по поводу сроков и сценариев озвучивали опять-таки египетскую версию событий, слитую в СМИ Арабской Республики ее чиновниками. А именно:
- Первые самолеты в Хургаду и Шарм полетят уже на майские праздники
- Поначалу выполнять их будут авиакомпании с государственным участием ( читай – «Аэрофлот») с частотой 2 раза в неделю с апреля по сентябрь
- Запуск полноценного чартерного авиасообщения планируется на осенний сезон
Но несмотря на то, что египетская медийная версия так и не получила подтверждений от российский официальных лиц, есть все основания считать, что январский визит проверяющих из России был не очередным па в затянувшемся на 4 года бюрократическом менуэте, а действительно финальным эпизодом в этой долгой истории.
А озвученный план реализации достигнутых договоренностей, сильно смахивающий на сценарий нормализации пассажирских авиаперевозок на турецком направлении образца 2016 года, скорее всего, будет реализовываться по ускоренной схеме.
Мой прогноз вероятного хода событий - старт регулярных рейсов уже с марта, а чартерных программ с мая-июня. Конечно же, при наличии ряда существенных условий.
Кому интересно - читайте до конца.
Почему Египет не открывали так долго?
Действительно, вопрос не праздный, ведь обеспечение безопасности пассажиров заурядных по мировым меркам курортных египетских аэропортов, процесс рутинный - многократно и регулярно повторяемый в тысячах аэропортов планеты. И на его решение не требуется долгих 4 года. И даже если ситуация экстренная и из ряда вон, - вот вам недавний пример китайской Ухани, где безопасность и непроницаемость многомиллионного города были достигнуты за считанные дни.
Значит дело в другом. Озвучивалось немало конспирологических версий. Мол, открытие авиасообщения – это предмет торга с Египтом по поводу контрактов на:
«Суперджеты» и М-21
Противовоздушные комплексы C-300 и С-400
несколько АЭС
Еще фигурировало желание России иметь свою базу если не на юге Синая, то где-нибудь поближе к Суэцкому каналу. А также данное Турции обещание не открывать Египет в рамках пакетного соглашения по Сирии и теми же АЭС с системами ПВО.
При этом именно последняя версия выглядит наиболее правдоподобно. Но, как выясняется, если обещание Турции и было дано, то лишь потому, что Россия изначально планировала не открывать вентиль туристического потока в Египет в ближайшие несколько лет. Пока Египет не выполнит требований… англичан!
Именно англичане после синайских событий 2015 года на пару с Россией потребовали от Египта гарантий безопасности своих туристов в Шарм-эль-Шейхе. И если Россия в публичном пространстве педалировала только тему безопасности аэропортов, британцы под прикрытием российского медийного шума выставили более глобальное требование. По мнению их спецслужб, Шарм-эль-Шейх никак не защищен от гипотетических террористических атак со стороны пустыни. И именно эту проблему египетским властям предстояло решить в первую очередь.
Решением стало строительство 6-метровой стены, протяженностью 37 км, закрывающей курорт на уязвимых участках. Причем это не просто примитивное бетонное заграждение, а сложный фортфикационный комплекс с современными системами видеонаблюдения и мониторинга и оборудованными блокпостами. Возведение стены велось в обстановке секретности, и лишь с прошлого года египтяне и туристы начали разносить фотографии со строительства объекта по соцсетям.
Утверждается, что в феврале стена будет уже достроена.
И именно на середину февраля намечен массовый запуск чартерных рейсов из Великобритании в Шарм-эль-Шейх ( первый «пробник» полетел в декабре 2019г., а до этого момента британцам были доступны только Хургада и Марса Алам).
Вот, похоже, и ответ на вопрос, почему так долго: на возведение стены требовалось время, исчисляемое годами.
Итак, отмечаем и запоминаем: Шарм-эль-Шейх, по мнению компетентных британских органов, с февраля 2020 года стал абсолютно безопасен, а Хургада оставалась таковой всегда. Поэтому туда можно смело лететь хоть сейчас, не дожидаясь конца апреля.
Чем хуже Турции, тем лучше Египту
Именно так. К ускоренному запуску полноценного авиасообщения с Египтом Россию подталкивает Турция. И даже не столько ее действия в Идлибе и интервенция в Ливии, сколько накалившаяся ура-патриотическая истерия внутри страны. Именно она повышает вероятность введение запрета на туризм в Турции не по политическим мотивам, а по соображениям элементарной безопасности. Об этом я подробно писал здесь несколько дней назад.
И именно этот сценарий получил мощное подтверждение - возможность закрытия Турции для туристов в День всех влюбленных прокомментировал Кремль.
На вопрос журналиста по поводу запрета на отдых в Турции как ответном шаге России на угрозы своему послу в Анкаре пресс-секретарь президента Дмитрий Песков ответил следующее: «Это вопрос к министерству иностранных дел... но каких-то в настоящий момент индикаций в эту сторону нету. Но в то же время, еще раз повторяю - это вопрос для министерства иностранных дел».
По этому поводу важно отметить следующее:
- Кремль никогда не высказывается по тем вопросам, которые не считает нужным выносить в публичное поле и не позволяет журналистам президентского пула такие вопросы задавать.
- Суть ответа отнюдь не успокаивающая, а развязывающая МИДу руки в принятии любого решения.
А это значит, что запрет на отдых в Турции властями страны учитывается и рассматривается. Что ситуация действительно достигла той точки кипения, когда замалчивать ее не представляется возможным. А само вынесение темы в медиаполе – знак. И руководству Турции, и туристическому бизнесу, и российским туристам, что всем было бы неплохо попридержать коней.
И еще это добрый знак для Египта, и вот почему.
Чартеры в Египет спасут всех
Запрет на Турцию станет колоссальным потрясением для всей туристической отрасли России.
5-6 миллионов туристов, изначально выбравших Турцию местом своего отдыха, внутри страны в течение лета переварить не представляется возможным. Крым, благодаря недавно открытому железнодорожному сообщению с «материком», будет переполнен и без всякой Турции. Прибрежная туристическая инфраструктура Краснодарского края также не рассчитана на одномоментное впрыскивание такого числа отдыхающих.
Добавляем к этому еще один немаловажный момент. На курорты Краснодарского края основной контингент отдыхающих прибывает железнодорожным и автомобильным транспортом и в рамках неорганизованного туризма. И кем при таких раскладах загружать свой флот российским авиаперевозчикам, что продавать туроператорам, а главное – туристическим агентствам, особенно в регионах?
В другие страны, выбирающий all inclusive турецкий турист, в массе своей не поедет - отдых на базе завтраков или HB - не для для его кошелька и представления о прекрасном.
И гражданская авиация, и туроператорский, и турагентский бизнес и без того давно уже находятся в нелучшей форме, отсутствие Турции без равноценной компенсации может стать фатальным для многих игроков.
Плюс неизбежное социальное напряжение: миллионы людей, вынужденных отменить свой летний отдых или заменить его на более дорогой, менее желанный и комфортный, неизбежно накалят градус нелояльности российским властям в медийном пространстве. Прошлогодний пример Грузии - яркая тому иллюстрация. А дополнительный массовый негатив в период конституционных реформ и транзита власти – последнее, что этой власти нужно.
И именно поэтому максимально ранний запуск чартерных программ в Египет (на майские праздники или в первые летние месяцы) при пробных регулярных шарах уже в марте – лучшее, что можно придумать.
Отвалится Турция – уже запущенные программы можно нарастить и демпфировать с их помощью потерю самого массового направления. Не отвалится – тоже ничего страшного, просто поток олинклюзивных туристов перераспределится между предлагающими такую форму отдыха странами, слабо затронув туристическое благополучие Крыма и курортов Краснодарского края.
Логика подсказывает именно такой план. Какова логика ответственных за туризм и авиацию лиц – увидим в ближайшее время.