Впервые я их увидел в телепередаче "Jaka to melodia" (эта программа в Польше сильно отличается от российской "Угадай мелодию" - это не просто викторина, а полноценное музыкальное шоу). Там часто выступали группы, играющие эстрадную классику. Эти ребята сначала мне напомнили театральный проект - группа, будто только что вышедшая из узеньких варшавских улочек 30-х годов - и костюмы, и инструменты, и репертуар - все оттуда. Красавец, словно герой-любовник довоенного кино, в соломенной канотье и с лихо закрученными усиками, и типичная "panienka z dobrego domu" ("барышня из хорошей семьи"). Остальные в команде - им под стать. Прозвучавшая в их исполнении "Варшава, я и ты" была будто хорошо отреставрированная картина, зазвучавшая обновленными красками.
Я стал искать инфу, и вот что выяснил. Эта группа (или, как в Польше раньше говорили, "капелла") "Warszawska Orkiestra Sentymentalna" - абсолютно оригинальный проект. И создала его та самая барышня, но с аккордеоном - Габриэля Мощчицка.
Ее отец, музыкант и коллекционер грампластинок, с детства "подсадил" дочь на музыку ретро, на польские песни, что называется, "межвоенного двадцатилетия", мелодии, написанные для польских фильмов и кабаретных шоу, но живущие своей жизнью по сей день. Габрыся самоучкой освоила аккордеон и вокал, поступила в художественный колледж, и активно занялась самодеятельностью. Там, где ставили сценки из жизни старой Варшавы - всегда находилось место барышне с аккордеоном и красивым звонким голосом. Затем она решила создать свой коллектив. Сначала это был просто дуэт с другом - Гжегожем Доманьским, игравшим на банджо. Он был назван "Варшавский сентиментальный дуэт", и с успехом выступал в клубах.
Габриэля не остановилась на достигнутом, и собрала группу из семи человек, назвав в том же духе "Варшавский сентиментальный оркестр" - "Warszawska Orkiestra Sentymentalna". Упомянутый усач в канотье - Казимеж Ниткевич, трубач и вокалист; стройная, как ее инструмент, кларнетистка Лена Новак; романтичный, как звуки, им издаваемые, вибрафонист Якуб Федак, скромный виртуоз струнных Кшиштоф Барановский, еще один вокалист Матеуш Ковальский, сосредоточенный на своих фантастических ударных, включавших наперстки и стиральную доску; и наконец, контрабасист, наполовину наш соотечественник Лукаш Овчинников (чьи родители познакомились в институте в Москве, но судьба их была не в пример удачливее героев такого же сюжета пьесы "Варшавская мелодия", и счастливая пара переехала в Польшу).
На первый взгляд, легко определить направление "Варшавского сентиментального оркестра", как своеобразный "музыкальный косплэй" традиционной для Польши группы уличных музыкантов. Но вот в чем штука - подобных "реставраторов" в Польше много, но никто не добился такой всенародной любви, как "Сентиментальные" (как любит называть свою группу Габриэля). Штука в том, что большинство групп стилизовали не только репертуар и внешность довоенных капелл, но и традиционный для них... дилетантизм. Грубовато звучавшие инструменты, хрипловатые голоса, обязательный для репертуара "блатняк"...
Габриэля пошла другим путем. Она добилась высокого профессионализма в звучании каждого музыканта в отдельности, и оркестра в целом. Не думаю, что это было слишком трудно. Достаточно взглянуть на них, чтобы понять, что ребята влюблены в свое дело. А Габрыся влюбила всех в стиль ретро - просто продемонстрировав, что польская эстрадная музыка была уже и тогда мирового уровня.
Достаточно назвать Хенрика Варшавского, добившегося славы в Голливуде под именем Генри Варс. Или Ежи Петерсбурского, хорошо у нас известного, как автора "Синего платочка" и "Утомленного солнца" (точнее, как в Польше это танго называется, "Последнего воскресенья"). Или поэта Юлиана Тувима, школьного классика, не стеснявшегося писать модные песенки. Или уникального артиста, нетипичного героя-любовника и блестящего лирика и куплетиста Эугениуша Бодо, сгинувшего в ГУЛАГе...
Усилия Габриэли и ее команды быстро увенчались заслуженным признанием. В 2015 году на фестивале «Новая Традиция» они взяли приз, и спустя год при поддержке Польского Радио в свет вышел их дебютный альбом "Umowmy sie na dzis" («Давай сегодня встретимся»).
Особого внимания заслуживает история песни, давшей название их первому диску. Это - советская песня. Написал ее наш классик, композитор Борис Мокроусов (на польских ресурсах, к сожалению, пишут с ошибкой "Mokrusow") в 1946 году, а спел популярнейший в те годы Владимир Бунчиков. В Польше сделал ее перепевку классик эстрады Мечислав Фогг, ну а Габриэля Мощчицка, слегка переделав текст от женского имени, спела свою версию.
- Панна Габриэля, - спросил я ее при личной встрече, - а Вы знаете, что эта песня в России совершенно неизвестна?
- Как? - изумилась певица, - А мне она так нравится...
- Понимаете, у Мокроусова много шлягеров, но она к ним не относится. Да и у Фогга это не самая известная песня... Но Вы, панна Габриэля, сделали из нее настоящий бриллиант!
Это не был комплимент с моей стороны. Точнее, был, но абсолютно искренний. Достаточно послушать, чтобы оценить:
Возможно, ошибкой Мокроусова было отдать ее певцу, а не певице. И тогда мы бы ее знали сегодня не хуже "Одинокой гармони" и "Вологды" (кстати, "Вологда" тоже была написана в 50-е годы, и двадцать лет дожидалась адекватного исполнения "Песнярами").
Надеюсь, кто-то из современных наших певиц оценит исполнение Мощчицкой и вытащит забытую песню Мокроусова в свой репертуар?
Каждая из песен "WOS" (как в Сети принято сокращать "Warszawska Orkiestra Sentymentalna"), каждый из вальсов, танго, полек, фокстротов, румб - достоин отдельного рассказа, потому что за каждой композицией стоит история (и История).
Один из их хитов "Никодем", авторства упомянутого Хенрика Варса, из репертуара Адама Астона - фактически история о литературном герое, персонаже романа Тадеуша Доленги-Мостовича "Карьера Никодема Дызмы" (популярного и экранизированного трижды). На нее они даже сняли полноценный клип, где главную роль сыграл вышеупомянутый Гжегож Доманьский , а в эпизодических ролях засветились настоящие звезды польского кино - Адам Воронович, Марчин Босак, Мачей Новак...
А если послушать "Абрам, я тебе сыграю" - без труда узнается еврейский фрейлейхс, в Одессе известный, как "7.40"!
Румбу "Фиеста" каждый киноман знает по феллиниевскому "8 1/2", как "Танец Сарагины".
Второй диск, "Tańcz mój złoty"/"Танцуй, мой золотой" невозможно слушать, сидя на месте - ноги сами рвутся в пляс!
Тут необходимо вспомнить еще об одной важной стороне деятельности Оркестра. Они не просто "косплэют" уличных музыкантов, они реально играют на улицах и в парках всей Польши, неизменно призывая уважаемую публику танцевать. Часто "на разогреве" участвуют дружественные силы - танцоры из варшавской Школы Свинга, освоившие движения таких забытых танцев, как "линди-хоп" и пр.
Третий диск - достаточно традиционный для католической Польши. Ни один эстрадный артист не проходит мимо такого явления, как "коляды" - рождественские песни. "WOS" тоже записал их целую пластинку.
Четвертая пластинка - "Płyń Wisełko" / "Теки, Вислочка" посвящена... армейской теме. Это не значит, что Оркестр играет там только марши и мазурки. Нет, тема бравых кавалеристов звучит и в романтических "Уланы, уланы", и в веселой "Если целовать, то улана", и в классической "О, мой розмарин"...
Хиты "WOS" - это общеизвестные песни из фильмов. Например, самая известная песенка Э.Бодо из "Варшавского певца" - "Juz taki jestem zimny dran" (я бы перевел, как "Уж такой я равнодушный гад"))) - это коронный номер Казика Ниткевича:
Или их дуэт с Габрысей - "Chcesz to mnie bierz"/ "Если хочешь - бери меня", страстный испанский пасодобль из фильма "Каждый может любить", где его пел и танцевал великолепный дуэт двух легенд - знаменитого комика Адольфа Дымши и характерной актрисы кабаре Миры Жиминьской (после войны переквалифицировавшейся в фольклор и основавшей народный ансамбль "Мазовше"): https://youtu.be/_hyK74nXnhI
Однако, помимо исполнения эстрадной классики, музыканты сочиняют сами. Но удивительно гармонично с их обычным репертуаром. Так, Габриэля Мощчицка написала прекрасную песню "Среди георгинов" на стихи классического поэта Болеслава Лесьмяна: https://youtu.be/nUXcCZTxpOE
А когда "WOS" предложили поучаствовать в музыкальном юбилее знаменитого польско-британского писателя-мариниста Джозефа Конрада, Казимеж Ниткевич написал зажигательную "Румбу "Йозеф" - Депеши из сердца тьмы" (надо пояснить, что "Сердце тьмы" - это тот самый рассказ Конрада, легший в основу фильма Копполы "Апокалипсис наших дней"):
...Когда Святой Миколай услышал мои молитвы))) - Польский Культурный Центр в Москве пригласил "WOS" дать пару концертов в нашей столице! Специально для Москвы Габриэля, не зная русского, разучила песенку нашего советского детства - "Пусть бегут неуклюже"! Подпевал, конечно, весь зал... И подтанцовывали Оркестру москвичи не хуже варшавян или краковяков...
После личного знакомства я, кажется, раскрыл секрет панны Габриэли. Дело в том, что она - не человек, она - ангел. Ангел, посланный на Землю с миссией - делать людей счастливыми. Сначала она создала свой Оркестр - свой круг счастья, центром которого является она сама. А на концертах они втягивают в свой круг почтеннейшую публику.
Это легко увидеть своими глазами - на Ютубе их записей столько, сколько нет ни у одного другого польского артиста, ведь их выступления под открытым небом все снимают на телефоны и загружают в Сеть... И вот мы видим, как сидят зрители, часто с недовольными минами, а Габрыся зовет всех танцевать. И происходит маленькое чудо: человек только что сидел со скучающем видом - и вот он уже танцует, и он - счастлив!
Для этого они и гастролируют по Польше - надо сделать счастливой всю страну! А потом и весь мир - ведь в Москве им это уже удалось! Я - свидетель и участник. ;)
ЗЫ. Среди оформления статьи - мои рождественские коллажи, где я поместил Габриэлю Мощчицку в мир ее песен - среди героев польского довоенного кино и кабаре, Эугениуша Бодо и Адольфа Дымши. Ей понравилось. ;)
(с) Михаил Холодковский
(с) polonia-rosja.ru
См. также "Sentymentalny Fajf" премьера фильма-концерта на Youtube