Со следующего сезона у РПЛ снова появится титульный спонсор. Ранее нашу лигу спонсировали: жвачка «Стиморол», газировка «Пепси» и страховщики «Росгосстрах» и «СОГАЗ». Новым меценатом станет «Тинькофф Банк». Основатель банка Олег Тиньков не раз нелицеприятно высказывался о российском футболе вообще и российских футболистах в частности. Вот несколько его цитат.
У меня по отношению к российским футболистам нет никаких эмоций – мне просто параллельно. А смотрел – громко сказано. Шел Первый канал. Сын у меня футбол любит. Первый тайм немного зацепил – убогое зрелище. Естественно, я не стал себе портить вечер.
Окей, западный футбол – я сам слежу за зарплатами, кто выиграл тот или иной чемпионат. Но русский футбол – как это г**но с пустыми трибунами может увлекать?
Я включаю западный футбол и вижу, что они все красивые. Красиво одеты, красивые прически, холеные. Русских включаешь – у него даже форма мешком надета. У них стиля вообще нет... Они все выглядят как какие-то обсосы. Причем зарплаты огромные – и под два миллиона евро, и под три. Но им сколько ни плати, все равно смотришь и хочется пять рублей дать. Ну сделай себе ирокез какой-нибудь. Так что я не люблю их смотреть, потому что они некрасивые.
Натуральные обсосы. Ничего не изменилось. Но если раньше они выглядели как обсосы, то сейчас еще и играют как обсосы. Последний матч с австрийцами – ну это что? Такие деньги получают – и? Стыдоба.
После таких высказываний сложно поверить в то, что он решил проспонсировать такое «убогое зрелище» как российский чемпионат. Ясность внёс Александр Дюков на пресс-конференции по итогам исполкома РФС. В частности, он сказал, что после заключения договора Тиньков прислал ему СМС, где написал, что сделал это лично для Дюкова.
Тем не менее, сумма в 300 млн рублей (примерно 4,3 млн евро) скорее показывает, что, по большому счёту, отношение Тинькова к российскому футболу не претерпело особых изменений. Для сравнения «Росгосстрах» в своё время, по слухам, выделял 600-700 млн рублей. Если же сравнивать с Европой, то французская «Лига 1» получает от своего спонсора 10 млн евро в год, итальянская «Серия А» – 15 млн евро в год, а испанская «Примера» – 20 млн евро в год. Возможно Тиньков прав, и РПЛ не заслуживает большего, особенно, если судить по стоимости телеправ. Так телевизионный контракт РПЛ составляет 25 млн долларов, при том, что наша лига находится на 6 месте в рейтинге УЕФА. А вот лиги, располагающиеся гораздо ниже нашей имеют куда более увесистые контракты: Дания и Швеция по 60, Польша – 65, а турецкая лига получает от телевизионщиков умопомрачительные 500 млн долларов в год. Также важно сравнить спонсорские и телевизионные контракты с зарплатами самих футболистов и бюджетами клубов. Бюджет лидера РПЛ «Зенита» составляет около 160 млн евро, а аутсайдера «Тамбова» – 7,2 млн евро. При этом, Артём Дзюба зарабатывает около 3,5 млн евро в год, а сидящий на лавке в «Спартаке» Гус Тил – 3 млн евро в год. Очевидно, что в нашем футболе существует масса проблем, требующих срочного решения, в том числе повышение привлекательности для зрителя за пределами России и стран бывшего СНГ, а также поиск новых покупателей телевизионных прав, например, среди интернет-сервисов. Если в Англии клубы по сути существуют на деньги от телеправ, разделяя между собой 2,2 млрд долларов в год, то в России эта статья доходов клубов не способна даже покрыть зарплату одного футболиста.
Ещё одной темой, взбудоражившей общественность стала новость о том, что футбольная школа воспитавшая Александра Головина, не получила положенных ей солидарных выплат от «Монако». В СМИ перепечатывались различные слухи, включая даже такой, согласно которому деньги «зависли» на счетах РФС. На самом деле, всё оказалось куда комичнее. Директор ДЮСШ г. Осинники Галина Рудольф, где какое-то время числился Головин, посчитала письмо от «Монако» с просьбой предоставить реквизиты для перечисления солидарных выплат розыгрышем. РФС дал свои пояснения: «исполком проголосовал за сумму в 600 тысяч рублей в качестве поощрения для клубов, воспитавших игрока». Компенсация же по трансферу Головина составляет 5%, или 1,5 млн евро. Более 1 млн получил «ЦСКА», а 450 тысяч евро поделят между собой остальные школы, воспитывавшие полузащитника: ДЮСШ г. Калтан, ДЮСШ г. Осинники и ДЮСШ «Металлург-Кузбасс».
Журналисты на пресс-конференции не обошли стороной и историю перехода Алексадра Кокорина в «Сочи» на правах аренды. Вот, что сказал по этому поводу Дюков:
Я не вовлечен в эту историю. Должен видеть и присутствовать рядом, чтобы понять, было ли давление на футболиста. Не знаю, кто с ним говорил и в какой обстановке. Был ли стол и лампа, которая светила в глаза, при связанных родственниках или нет. Мне неизвестно, что у Александра нет выхода, кроме «Сочи» и «Зенита»-2… По Кокорину одно пожелание. Это потенциальный игрок сборной, знаю, что Станислав Черчесов рассматривает его как одного из кандидатов в команду. РФС хотелось бы, чтобы он играл. Я не вижу ситуации, чтобы игрок не мог получать игровую практику, зарабатывать шанс вызова в сборную России.
Президент РФС также попенял журналистам за то, что ранее они упрекали РФС во вмешательстве во внутренние дела РПЛ, когда РФС признал нелегитимными досрочные выборы президента лиги Сергея Прядкина, а теперь просят вмешаться во внутренние дела клубов.