What is love? Baby don’t hurt me. Но это было уже почти 30 лет назад. И с тех пор изменилось очень много, кроме того, что тема любви и отношений все так же продолжает волновать большую часть человечества. Цифровизация и здесь не исключение, поэтому она сделала свой вклад в изменение того, как мы любим. Рассказываем по типичным этапам отношений.
Общие тренды, влияющие на отношения
На отношения и любовь влияют все те же тренды и идеи, что и на любую другую область жизни, а именно:
⁃ Доступность контакта 24/7 через цифровые каналы
⁃ Повышение ожиданий из-за распространения материалов и идей
⁃ Новые форматы поиска, поддержания и развития отношений, в том числе и романтических
⁃ Расширение границ дозволенного и возможностей
Есть и ряд более точечных трендов, но эти вещи — то, с чем приходится жить уже сейчас всем. И это влияет на каждый этап отношений между людьми.
Интерес/намерение
Отношения начинаются не со знакомства, а с внутреннего намерения и желания иметь отношения. Любовь, конечно, не ищут, она сама находит, но, тем не менее, довольно большую роль в успешности начала отношений играет внутреннее намерение человека и то, какие у него взгляды на жизнь и себя в этой жизни.
Одним из мощнейших трендов последних лет здесь является одиночество. Если посмотреть на статистику и опыт разных стран, то можно заметить, что вопросы одиночества сейчас становятся все более актуальными. Настолько, что мы начинаем говорить о том, что одиночество вредно и для здоровья человека, и для здоровья общества. Все это подталкивает нас к поиску партнёра.
Помимо этого люди начинают осознавать разные опции, взгляды и убеждения, которые существуют в мире. В цифровой век это становится намного проще, так как мы всегда находимся за несколько кликов от «необычных» сексуальных предпочтений. И если мы что-то и поняли к 2020 году, так это то, что в романтическом и сексуальном плане мы все разные и границы часто стираются, когда люди женятся сами на себе, на руке, на картонных распечатках любимых персонажей и много чем ещё. В Китае, например, невероятный рост онлайн игр, в которых (чаще) девушки встречают партнеров и которые нравятся им больше, чем их реальные бойфренды
Понимая, что это нормально, иметь свои вкусы, и что почти никогда ты не одинок в своих предпочтениях, люди начали чаще экспериментировать и искать своё. Это в том числе способствовало росту фетишей и популярности LGBTQ+ общин, а людей, идентифицирующих себя как асексуалы, т.е. те, у кого нет романтического и сексуального интереса ни в ком, становится больше. Наши предпочтения напрямую влияют на то, кого и как мы ищем (и ищем ли вообще), если не осознанно, то на подсознании.
С другой стороны, круг общения и знакомых, а также количество людей, с которыми мы когда-либо взаимодействовали, растёт из-за интернета. Из-за этого существует психологический парадокс, который говорит о том, что нам иногда легче открыться чужому человеку, чем близкому. Это повышает нашу открытость и в романтическом плане.
Знакомство
Одним из самых популярных этапов отношений является поиск партнера и знакомство. И здесь цифровизация играет свою очень понятную роль ведь (surprise surprise) самый популярный способ знакомства сейчас — это свайпнуть вправо, поставить лайк, отправить стикер, тапнуть профиль или сделать что-то ещё подобное в онлайне. И за большинством этих действий стоит одна компания: Match Group. Tinder, Hinge, Plentyoffish, okcupid — все это часть группы.
Хотя и здесь все не так просто. Match Group постепенно повторяет судьбу Uber. На созданный Match Group рынок заходят новые конкуренты: The Inner Circle, Badoo и сотни других, более нишевых аппов для всех целей (от хукапа до свадьбы) предлагают уже привычные алгоритмы и интерфейсы с небольшими улучшениями для понимающих клиентов.
Но это все меняет не только бизнес дейтинга. Наше поведение тоже меняется. Недавние опросы показали, что мы больше заинтересованы в свайпах (файл с отчётом ниже), нежели в реальных знакомствах и свиданиях. Одна из причин этого связана с выработкой дофамина и других нейротрансмиттеров, когда мы получаем лайк/свайп/match/сообщение, потому что наш мозг думает, что мы популярные и ему это нравится. Итог: куча свайпов, мало дела.
Интернет меняет и стандарты. Если раньше было понятно, на кого ориентироваться: своё окружение и звёзд, то сейчас наш мозг становится перестимулирован хорошим контентом, в том числе и про красивых людей, которые не обязательно большие звёзды. Микроблогеры, да и просто случайные знакомые в соц сетях с обработанными фильтрами фотографиями заставляют нас повышать стандарты для себя, а свайп и сообщение — намного безопаснее живого подката. Поэтому мы можем выходить из зон комфорта и писать людям, которых бы при прочих равных считали вне нашего доступа или out of our league. Нету фильтра или фото плохого качества? Свайп влево.
Ну и, наконец, весь этот контент в интернете, про что он, в основном? Любовь и секс. Есть, конечно, и другой, но главная тема всех фильмов, песен, картинок, мемов и даже шоу на ютюбе — любовь, письки или сиськи. Все это заставляет нас постоянно вспоминать о том, что люди встречаются, любят или спят, и подталкивает нас к действиям.
Дейтинг
Представим, что свайп вправо все же увенчался успехом и ты начал(а) встречаться. Что дальше? А дальше начинается период свиданий, начала отношений или, по-русски, дейтинг. Условно, отношения в этот момент начинают делиться на три ключевые составляющие: физиология, эмоции (романтика) и взаимопонимание (спиритуальность). И цифра проникла во все эти составляющие.
Основной общий эффект на взаимопонимание — это возможность постоянного контакта. Мессенджеры, соц сети, звонки, смс — все это пространство для общения, в том числе и со второй половинкой. При этом, мы начинаем ожидать ответа сразу (во всех частях жизни от работы до отношений), когда пишем в мессенджеры. Когда мы отвечаем или читаем наши сообщения сразу, мы также получаем дозу нейротрансмиттеров, которые ассоциированы с положительной наградой. Итог — возможность общаться 24/7 и снижение интереса со скоростью света, так как темы быстро заканчиваются и исчерпывают себя. При этом от личного контакта мы по прежнему ожидаем больше, поэтому расстраиваемся, если нам этого большого не дают, чувствуя эмоциональное отстранение или разрыв.
С точки зрения секса (физиология отношений), тоже есть 3 больших тренда. Во-первых, это раскрепощённость и расширение вкусов, которые мы уже упомянули выше. Все это влияет и на выбор партнера, и на действия с партнером во время дейтинга. От свободных отношений до практик тантрического секса или фетишей — все это ворвалось в наши жизни с повышением объема информации из интернета. Во-вторых, доступность и постоянный контакт.
Секстинг, виртуальный секс, dirty talk и другие вещи, доступные удаленно. Возможность легко и безопасно купить любые принадлежности для секса через интернет. Ну и, наконец, в-третьих, вдохновение. Если раньше пространством для воображения были едва доступные порнофильмы и рассказы в СПИД-инфо, то сейчас можно посмотреть миллиарды часов порно в интернете за бесплатно и узнать, что делать с партнером в постели в следующую ночь. Да и в целом, появляется новый способ sex ed’а. Тем более, что, как мы и писали ранее, вкусы людей стали изощреннее и секс — не исключение.
С точки зрения романтики, все то же самое. Инст со своими историями про то, куда можно пойти или поехать как пара, рассказы в свободном доступе и тд, все это даёт нам ощущение «хочу как они», но при этом «не хочу как все» и мысли типа «вот Надька счастливая, ее Петя на Мальдивы свозил. А меня мой Васька только в Коломну на выходные». Соц сети завышают ожидания, и, чтобы романтично удивить своего партнера, надо либо вырубить ему/ей интернет и воровать идеи оттуда, либо повышать качество своих идей. Кстати, #relationshipgoals парам тоже тяжело, не думайте.
Люди понимают, что они могут найти замену довольно легко и начинают легче прощаться с неудачным опытом. Дейтинг превращается в обыденность и людям становится легче расстаться, а повышающееся качество контента, других отношений и остального вокруг только подливает масла в огонь и заставляет людей задумываться о том, насколько они хотят всех прелестей отношений в момент дейтинга.
Совместная жизнь и серьезные отношения
Те, кто пережили этапы дейтинга сталкиваются с новыми вызовами из-за цифровизации и в момент серьезных отношений.
Во-первых, осознание себя и своих желаний при сравнении с другими заставляет людей пробовать новые формы отношений, начиная от полиаморности до открытых отношений или, наоборот, закрытых отношений или поликул. Во-вторых, даже в стабильных и более сознательных отношениях возникают вопросы, насколько человек сможет найти себе другого партнера. Так, согласно опросам (из отчета ниже), многие даже будучи в серьезных отношениях, задумываются о том, насколько партнёр действительно их вторая половинка и нет ли кого-то более подходящего.
В-третьих, большим вопросом становится рождение ребёнка и взращивание его. Из-за, в том числе, эффектов на окружающую среду, люди начинают отказываться от детей и становятся чайлдфри.
Все также становится сильно прозрачнее: те, кто хотят скрыть от технологических гигантов подробности своей личной жизни, не могут этого сделать (как в случае с журналистом, который пытался скрыть новорожденного ребёнка от алгоритмов таргетинга гугла и провалился). Не говоря уже о более знаменитых людях типа Джеффа Безоса, чьи интимные фотографии проникли в сеть и как его пытались этим шантажировать. Ну а Яндекс в России, тем временем, палит неблаговерных жён (в отзывах Яндекс.навигатора долго висел отзыв про то, как девушку спалил ее муж из-за общего приложения).
При этом, как показывало чёрное зеркало, границы отношений в принципе размываются. В одной из серий женатый мужчина в интернет переписке теряет свои сексуальные предпочтения и переписывается с другим мужчиной, занимается виртуальным сексом и получает удовольствие, при этом в игре являясь другим (нечеловеческим) персонажем. Такие сценарии начинают реализовываться и в реальной жизни, где люди в физическом мире имеют четкие предпочтения, которые теряются в онлайн мире.
Да и в принципе снижаются табу во всех сферах отношений. Люди начинают использовать больше инструментов для понимания себя и своих партнеров, включая те, что становятся доступны из отдаленных уголков мира (древние практики из востока, более продвинутые гороскопы и тд). Все это позволяет получить дополнительные идеи о том как можно работать над отношениями и как лучше жить со своим партнером.
Расставания
Важным элементом большей части отношений является и расставание. Конечно, существуют пары, где с первого раза получается все идеально, но в США среднее количество сексуальных партнеров — 7.2, в Британии — 7, а в Италии — 5.4. Естественно, это не переводится напрямую в отношения, но все же, расставаться хоть раз приходится почти всем. И цифра залезла и сюда.
Во-первых, люди начинают расставаться в онлайне. Чаты, переписки, имейлы, молчаливый блок — это все форматы, как люди бросают друг друга. При этом, как бы это странно ни казалось, из-за того, что мы считаем, что многие вопросы можно решить удалённо, мы начинаем думать, что, если не получилось урегулировать вопросы в онлайне, то личная встреча не поможет. Поэтому расставания проходят чаще и быстрее. Не всегда, но общий тренд такой.
Во-вторых, люди начинают меньше бояться. Да, расстался, но всегда можно найти новую пару. Эта мысль правда для многих. И, конечно, расставания — это всегда болезненно, но интернет, развлечения (напр., музыка) и другие форматы контента могут помочь смягчить разрыв и пойти дальше быстрее. Отсюда и тренд на ускорение появления новых партнеров.
Хотя существует и обратное. Многие люди выбирают воздержание, как сексуальное, так и романтическое. И это безумно популярно у японцев, где из-за демографических особенностей мужчинам довольно сложно найти себе пару (в итоге, более половины молодого населения не имели секса).
Саммари и наша жизнь дальше
Цифровизация изменила формат наших отношений. Доступ к партнеру 24/7, расширение границ представляемого и дозволенного, повышение ожиданий от партнера, страх одиночества, но при этом мысли о том, что в мире все ещё много людей — все это эффекты цифровизации на отношения. Если хочешь быть хорошим партнером сейчас, надо понимать эти тренды и действовать соответствующе: либо опережать ожидания, либо иногда брать паузу от цифрового мира и проводить больше качественного времени со своей половинкой, где бы оно ни было: в онлайне или в оффлайне.
Но самый большой вопрос: поменял ли интернет сущность нашей любви? Наука говорит нет. Любовь остаётся неизменной, психологически мы все так же любим как и 200 и 2000 лет назад, даже если и выглядит это все совсем по другому. Поэтому и главная стратегия для любви в 21 веке все та же простая: слушать своего партнера, расти и развиваться вместе и пытаться учитывать интересы обоих.
Большая любовь от нас вам❤️