Тезисы к докладу
Актуальность.
Очевидная тенденция — проникновение бизнес-процессов в фотографические, попытки выстроить процессы, специалисты из других отраслей.
Попытки создать а) инфраструктуру — студии, прокат техники, услуги ретуши, услуги агентов, вплоть до поиска клиентов б) систему обучения и сертификации.
Вместе с тем, люди-бизнесмены не из фотографии живут в своем мире.
Фотограф и фотография рассматриваются как часть технологического процесса, приоритет — продажам и работе с клиентами. Под любого клиента найдем любого фотографа.
Замена фотографа не влияет на бизнес-процесс, оператор фотоаппарата. Фотография — продукт того или иного качества. Качество определяется техникой и набором навыков фотографа.
Ошибка: при прочих равных условиях — техника, помещение, все будет разным.
Фотограф-функция и Фотограф-личность.
Фотограф функция — заменяем, услуга-ноунейм, имя фотографа не приносит дополнительной стоимости фотографии. Пример: фото на документы. Фото «с именем» никак не повлияет на стоимость услуги. Фотография только как услуга.
Фотограф-личность — его имя приносит дополнительную стоимость в стоимость услуги. При этом его фотографии самоценны, фотография имеет цену, она объект искусства.
Основной актив — не материальный, а имя фотографа, его навыки, его клиенты и его фотографии. Актив — общественное согласие, что фотограф хороший, рекомендации.
Некое общественное согласие внутри целевой аудитории — да, это крутой фотограф. Согласие — управляемое.
Пример: студия и ноу-нейм фотографы, брендинг самой студии, сертификаты.
Роль PR в продвижении фотографа.
Основной актив фотографа — не студия, не техника. Это его имя и оцененные обществом работы.
Потому основные бизнес-процессы связаны не с техникой, а управлением нематериальным активом.
Бизнес-стратегия: надо обращаться к фотографу, так как он делает хорошие фотографии (а не по признаку оборудования и оснащения, как к фотографу-функции).
У каждого фотографа есть своя стратегия продвижения, либо сформулированная и формализованная, либо интуитивная. Формализованная — лучше, так как дает возможность планирования, а следовательно — системной деятельности. PR — системная, нудная, ежедневная рутинная деятельность.
Бизнес-стратегия может и исключать публичность, «деньги делают в тишине»: контент для сайтов, школьная фотография, ЗАГСы (пример — выход в паблик лишил моноплии). Критерий — осознанность действий.
Талантливость, умение делать «хорошее» фото да и само понятие «хорошего» фото есть продукт в том числе и пиара.
Зачем фотографу «пиариться» и «продвигаться».
Постулат: Фотограф — персона медийная.
При прочих сходных условиях фотограф будет получать либо преимущество при выборе, либо у него будет выше ценник. Это задача и цель.
В споре разума и эмоций побеждают эмоции, потому «что-то слышал про него хорошее, говорят крутой фотограф» будет определяющим фактором.
Пиар по определению выводит фотографа из тусовки профессиональной в тусовку клиентскую. Тусоваться там, где клиенты, общаться там, где клиенты. Узнаваемость, доступность. Рекомендации.
При этом надо соответствовать уровню — материальному, интеллектуальному, быть в контексте. Производить впечатление. Бизнес-процессы могут быть следствием личных взаимоотношений.
Отсюда — имидж фотографа как поставщика услуг и работ, личный имидж. Управление.
«Модный» фотограф. Цикличность.
Пресс-служба и взаимоотношения со СМИ
Медийность персоны подразумевает а) быть ньюсмейкером (ситуация — проект, выставка) б) быть комментатором и экспертом (гость на выставке) в) попадать в кадр, присутствие (массовка-тусовка).
Интерес СМИ, условный рефлекс.
Управление и работа со СМИ — это профессия. СМИ позволяют выйти из профессиональной аудитории к клиентской.
Продает не фотография, продает текст. Фотограф без текста — пустое место.
Давление, температура, поле. Постоянное присутствие. Инертность, пропал интерес — тебя нет.
Если тебя нет в телевизоре, тебя не существует. Если тебя нет в соцсетях — тебя не существует.
Но присутствие — это контент, который интересен СМИ, вернее — целевым аудиториям через СМИ.
Фотография — не контент, ее недостаточно. История, трагедия, драма, эмоции и переживания. Подача, интрига.
Структура расходов на PR, эффективность.
Стоимость фотографии: время, амортизация, обработка и так далее. То же самое PR.
Функционал. Есть стоимость пакета услуг. Если не покупаешь, делаешь сам и тратишь свое врем с меньшей эффективностью.
Фотография — дорогой бизнес, техника и прочее. Полюс затраты время, дорогое обучение. Очень дорого быть в контексте, актуальным и в тренде.
Потому, если ты живешь «с колес», тратишь все — это не бизнес. Бизнес не может быть без инвестиций, без инвестиций в себя. Без планирования, без формулирования целей, их достижения и оценки результатов.
Любой фотограф тратит время на бизнес-составляющую, отрывая ресурсы от работы.
Должен быть потолок, который определяет, занимаешься ли ты своим делом. И, как в любом бизнесе, должны быть инвестиции, в данном случае — в себя.
Юридическое сопровождение (договорная работа, авторское право) + бухгалтерия (учет и налоги) + административная функция (офис, персонал, оборудование) + клиенты (привлечение, ведение аккаунтов) + продвижение (реклама + пиар+соцсети и так далее).
Творчество, видение + бизнес-процессы + пиар, как суммирующая функция.
Что можно делать самому, что – отдавать на аутсорсинг.
Идеал — агентство, которое выполняет все функции: юридические, бизнес, представительство. Фотограф решает только творческие задачи.
У нас невозможно. Потому — функция пресс-секретаря, ведение официальных (не личных) аккаунтов.
Стратегия продвижения, продуманная и спонтанная. Деньги к деньгам.
ПРОЕКТЫ — основа продвижения. Вот на проекты надо брать всех. Выставки, акции, перформансы. То что интересует, то что впечатляет.
Периодичность и постоянность.
Конкурсы.
Новостный повод. Интерес. Игра на трендах массового сознания.
Сколько стоит «пиар» и почему.
Грубо: почасовая оплата, как у фотографа. Как репортаж, как свадьба. Как стоимость обработки.