Олина Дмитриевна Вентцель - один из самых известных и признанных художников-кукольников России. Мастер-профессионал, Олина Вентцель создавала авторские художественные куклы в 90-е годы - до 2007 года.
Будучи художником театра и кино, Олина Вентцель пришла в искусство авторской декоративной куклы и привнесла в него профессиональную культуру, знания и навыки опытного мастера, предопределив для этого искусства новые перспективы. С исторической достоверностью она воспроизводит лица, фигуры и костюмы своих кукол. Художница создает не просто кукол, а масштабные проекты, насчитывающие сотни персонажей, единственная в мире владеет секретом изготовления фарфоровых кукол ростом с человека. Не удивительно, что куклы Вентцель не имеют аналогов до сих пор. Работы художницы украшают дома известных людей и находятся во многих галереях разных стран.
Работа "Венецианка" удостоена приза Первого московского международного фестиваля искусств "Традиции и современность" в 2007 году в номинации "Лучшая авторская работа" (прикладное искусство). В том же году Олина Дмитриевна Вентцель скоропостижно скончалась от сердечного приступа.
Предлагаем вашему вниманию фрагмент книги, написанной Борисом Павловичем Голдовским специально для галереи Анастасии Чижовой "Хрупкий образ совершенства. Куклы Олины Вентцель".
"Галерея Анастасии Чижовой" за несколько лет до смерти художницы начала собирать кукол Олины Дмитриевны Вентцель в единый проект. Эти удивительные произведения искусства воплощают в себе и человеческую историю, и параллельную ей историю литературных героев, и сказочных персонажей, и вдохновенные образы необычайных красавиц - целый мир. Этому, другому миру требуется свое пространство, где куклы могли бы ощущать себя, как дома. "Галерея Анастасии Чижовой" и стала для них таким домом. Галерея устраивает выставки кукол Олины Вентцель в Москве, других городах нашей страны и по всему миру.
Наибольшую популярность искусство декоративной авторской куклы в России стало приобретать с конца 80-х - середины 90-х годов прошлого века. Возникают галереи авторских кукол, начинают издаваться специальные журналы, создаются профессиональные союзы, музеи, школы кукольного дизайна и т.д. Художественные авторские куклы России получили международное признание.
Одной из первых в этой когорте художников, скульпторов, модельеров, кто увидел в авторских коллекционных куклах огромный творческий потенциал, были и Олина Вентцель, "дворцовые" куклы которой сегодня хранятся во многих музеях, галереях и частных коллекциях, но основные, наиболее ценные работы сосредоточены в "Галерее Анастасии Чижовой".
Художник по имени Олина, со звонкой фамилией Вентцель, прежде, чем прийти к куклам, прожила обыкновенную для своего поколения жизнь. В 1961 году окончила Ленинградский текстильный институт и занялась тем, о чем мечтала все эти годы - стала художником по театральным костюмам. Эта профессия дала ей почти все, чего не хватало в детдомовской жизни - необычный, возвышенный и справедливый мир театральных героев в изысканных одеждах. Решительная, веселая, много повидавшая, она точно знала, чего хочет, и всегда добивалась цели.
В ленинградской театральной среде ее заметили, и очень скоро она стала там своей - "незаменимой Олиной", выдумщицей, душой и украшением компании, где и Городницкий, и Довлатов, и Горбовский, и Кунин, и молодой Смоктуновский (костюм Гамлета на Иннокентии Смоктуновском в фильме Григория Козинцева - ее дипломная работа).
Друзья звали Олину "золотой рыбкой", потому что она всегда выполняла свои обещания. Тогда же, в начале 70-х годов, работая художником-бутафором в знаменитом Ленинградском театре марионеток, она почти случайно встретила будущего мужа - Юрия Вентцеля, приехавшего на гастроли с Московским областным театром кукол, где он - в прошлом способный драматический актер, выпускник Театрального училища им.Б.В.Щукина при театре имени Евг.Вахтангова и режиссер, был главным художником.
В 1974 году она переехала в Москву. Вспомнив предыдущий опыт сотрудничества с Ленфильмом, Олина Дмитриевна стала работать художником по костюмам в различных драматических театрах и на киностудиях. Среди ее фильмов: "И еще одна ночь Шехерезады", "Осада", "Случай в аэропорту" и другие.
Здесь же она получила урок, запомнившийся ей на всю жизнь и оставивший отпечаток на дальнейшем творчестве. Закончив сложную работу над созданием костюмов для героев фильма "И еще одна ночь Шехерезады", она вдруг заболела. Болезнь была странная, связанная, как считала Вентцель, с теми негативными эмоциями, тонкими энергиями, которые несли злые, темные персонажи "Тысячи и одной ночи". С тех пор художница никогда не работает с этими сказками и не делает отрицательных персонажей кукол. Это стало ее табу. Мало того, Олина Вентцель теперь стремится изменять к лучшему судьбы своих кукольных персонажей, будь то Ромео и Джульетта, Гамлет или Ленский.
"Мне кажется, - часто повторяла Олина Вентцель, - кукольник обязательно должен быть добрым и мудрым, как сказочник. Сказок ведь не бывает злых. Как не должно быть и злых кукол. Сказки и куклы - это олицетворение того, что сопровождает человека от колыбели до самого заката - детства и счастья, уюта, тепла домашнего очага".
Однажды в начале 80-х годов знакомая попросила Олину сшить для будущей выставки тряпичную куклу-космонавта. Казалось бы, простая работа для художника - найти фотографию и сделать что-то, приблизительно напоминающее человека в скафандре...Но для Олины Вентцель этот путь был неприемлем. Она поехала в музей Звездного городка, в подробностях рассмотрела, зарисовала каждую деталь космической одежды и, в результате, ее кукла стала главным событием и украшением выставки. Тут же появились и новые заказы - в России начинался "кукольный бум".
Только во второй половине 80-х годов идея создания и коллекционирования художественных интерьерных авторских кукол овладела массами. Начинался период рукоделия, когда десятки, сотни мастеров и любителей, пользуясь возрастающим интересом и спросом на авторские куклы, создавали их сотнями. Культура интерьерных кукол в России и сегодня еще не миновала этот период, хотя мастера-кукольники уже создают настоящие произведения искусства, творя новые художественные образы, смело экспериментируя с цветом и формой.
Большинство же дизайнеров кукол для интерьера, несмотря на сравнительно высокую стоимость их изделий, и сегодня стремятся не столько к красоте, поиску совершенства, сколько к обслуживанию вкусов заказчиков, желающих украсить свой дом в меру собственного представления о прекрасном. Отсюда - обычное отсутствие стиля, часто - кич, как стилевое решение, и только в редком случае - произведение искусства.
Создание авторской интерьерной куклы - действительно сложная и трудоемкая работа. Но одно дело - когда ее выполняет Художник, владеющий и ремеслом, и школой, стремящийся создать гармоничное художественное исследование, другое - когда кукла создана ремесленником, цель которого - как можно дороже сбыть ее на массовом рынке, и третье, - когда за это дело берется дилетант, любитель, искренне считающий свое рукоделие искусством.
Будучи вещью, коллекционная кукла может обладать и одной только мемориальной ценностью. Среди таких кукол - старинные образцы, побывавшие в домах известных людей, свидетели важных исторических событий, и новые, созданные пусть неумелыми, но знаменитыми руками - государственных деятелей, ученых, артистов театра и кино. Такие куклы особенно ценятся на различных благотворительных аукционах. Но все же это не художественные, а мемориальные вещи, как карандаш Альберта Эйнштейна, пуговица с пиджака Константина Сергеевича Станиславского или саксофон Билла Клинтона.
Продолжение следует
Отрывок из книги Бориса Павловича Голдовского "Хрупкий образ совершенства. Куклы Олины Вентцель", издатель - "Галерея Анастасии Чижовой".
Материал подготовлен к публикации:
Милена Курганова, директор галереи "Кукольный переулок" и куратор выставки "Япония. Куклы, сказки и легенды" в пространстве авторских кукол Измайловского кремля, директор Международного Объединения Авторов кукол МОАК, главный редактор журнала "Талант. Человек и творчество", 8(916)037-16-24
Наша галерея авторских кукол в Измайловском кремле работает без выходных с 11 до 18 ежедневно по адресу Измайловское шоссе дом 73ж
www.dollslane.ru
https://www.kremlin-izmailovo.com/