Написать на холсте поток воздуха с особым вдохновением, таким, чтобы зритель прочувствовал на себе каждое дуновение или же порывы, ощутил всю силу и мощь ветра или, наоборот, его легкое прикосновение - сложно ли? Да, это непросто. Важно ведь поверить, прочувствовать, словно ты там, в эпицентре.
Французский художник Камиль Коро родился в 1796 году в Париже в очень богатой семье. У его отца было ателье и магазин дамских шляпок, который пользовался популярностью среди местных модниц. Камиль не писал картины в детстве и не проявлял особых талантов в юности. Первое время он занимался семейным бизнесом, участвовать в котором не любил абсолютно и даже презирал его. В 26 лет он впервые пришел в мастерскую художника Ахилла Мишаллона, чтобы серьезно изучать живопись. Вскоре после смерти мастера Камиль Коро стал учеником прославленного пейзажиста Жана Виктора Бертена. Затем будут путешествия в Италию, которая ему очень полюбится, выставки на нескольких Парижских салонах, членом жюри которого он станет в 1848 году. Первое время критики довольно прохладно принимали художника, называя его картины блеклыми, а сюжеты неуклюжими. А когда французский критик и поэт Шарль Пьер Бодлер положительно отозвался о творчестве Коро, назвав его лидером современной школы пейзажной живописи, дела Камиля пошли в гору, он стал популярен и успешен финансово.
Его прекрасная картина «Порыв ветра», где небо мрачное, зловещее, состояние природы тревожное, как и мысли женщины, которую потоки воздуха едва не сбивают с ног, передаёт вибрацию каждого листка на дереве, колыхание травы, создавая ощущение полного присутствия и нашей незащищенности перед стихией.
Бразильский художник, иллюстратор Антониу Паррейрас родился в 1860 году в многодетной семье, в городе Нитерой. Два года отучился в Императорской академии изящных искусств Рио-де-Жанейро, ушел оттуда и потом по сути занимался самообразованием. Однако после того, как его работу приобрел в свою коллекцию император Педру II, смог отправиться в Европу и поступить в Венецианскую академию изящных искусств. Вернувшись на Родину, он стал профессором пейзажной живописи в своем университете, который на то время носил уже другое название - Национальная школа изящных искусств Бразилии. Спустя некоторое время Паррейрас основал «Escola do Ar Livre» - имя его собственной школы. Выставлял свои работы на Парижском салоне, в этом городе располагалась его вторая мастерская. А сегодня в его бывшем доме находится музей художника.
Работы Паррейраса атмосферы и масштабны. Его картина «Буря» отражает тревожную сцену: мрачное небо, сильнейшие порывы ветра вот-вот унесут напуганную женщину, деревья гнутся со страшной силой, все это давит на зрителя, который напряжен так же, как и героиня полотна.
Французский художник Жан-Франсуа Миллер родился в простой крестьянской семье, в небольшой нормандской деревне Грюши в 1814 году. Его отец был органистом в церкви, а сам мальчик работал на ферме, что совсем не помешало ему получить образование и даже выучить латынь. Рисовать он начала с детства, что стало сюрпризом для семьи. Его отправили учиться в город. В Шербуре он занимался в мастерской у дю Мушеля, через пару лет его наставником стал художник Ланглуа. В 23 года Миллер поступил в Школу изящных искусств в Париже, где учился под руководством Поля Делароша. Потом будет возвращение в Шербур, нужда, смерть первой жены, новый брак, 9 детей. Его финансовое положение более менее выправилось, когда художнику было около 40 лет, когда он начал писать картины на сельскую тематику и о быте крестьян. Действительно популярным и успешным он стал во второй половине жизни, когда его работы стали активно покупать коллекционеры.
На его картине «Порыв ветра» мощнейший вихрь чувствуется физически. Дерево, вырванное с корнем, листья, сорванные с него невероятным потоком воздуха, небо серое местами с проблесками и фигурка полусогнутого человека - все эти детали создают невероятную атмосферу, гнетущую, тревожную, пугающую последствиями стихии. Некоторые считают, что этот сюжет - намек автора на поражение Франции в войне с Пруссией.
А вот картина «Зеленый шум» классика отечественной пейзажной живописи Аркадия Рылова, где ветер треплет листья берез и других деревьев, где легкая волна на реке и небо голубое создает совсем иное впечатление. Никакого напряжения и тревожных чувств. Хочется подставить лицо навстречу этому ветру, слушать шум листвы, которую он потревожил, всматриваться в прекрасную даль, дышать полной грудью и ощущать полное единение с природой. Это произведение он писал 2 года. Сегодня картину можно увидеть в коллекции Русского музея.
Художник с детства был окружен природой, ее красотами, что не могло не отразиться на его творчестве в будущем.
Аркадий Александрович Рылов родился в небольшом селе Вятской губернии в 1870 году. Родной отец страдал психическими расстройствами и мальчика воспитывал отчим. Аркадий окончил гимназию, а затем три года отучился в Центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглиц (Петербург). В это же время Рылов занимался в Рисовальной школе при обществе поощрения художников. А после службы в армии он учился в Академии художеств Санкт-Петербурга у самого Куинджи, что было мечтой молодого художника, ставшего одним из любимых учеников великого мастера. Потом будет путешествие по Европе, новые впечатления, сотрудничество с журналом Театр и искусство, поездки на Север и Финляндию. создание множества новых работ. Но именно с картины «Зеленый шум» начался расцвет творчества Рылова. Эту работу высоко оценил и сам Куинджи. Картина с березками, широкой рекой словно отражение всего русского, как будто это повествование о Родине.