1. Не торопитесь бросать работу по найму
Свой бизнес кажется заманчивой перспективой, когда толкаешься в метро по дороге в офис. Работа на себя позволяет спокойно просыпаться когда хочешь, уходить на больничные и вовремя забирать детей из школы.
Но когда вы уволитесь, спокойнее не станет:
- Чтобы всё успеть, просыпаться придётся рано
- Уйти на больничный — значит потерять доход
- Забирать детей из школы посреди рабочего дня будет всё так же неудобно
И всё это на фоне нестабильного заработка. Чтобы не пожалеть о своём выборе, подготовьте почву, прежде чем уходить из офиса. Самый комфортный вариант — начать продавать продукт или услугу в свободное время. И уволиться, только когда наработаете первичный пул клиентов и получите первые серьёзные деньги.
2. Составьте бизнес-план
Аргументы против бизнес-плана делятся на два типа:
- Зачем терять время, если в этой стране всё так непредсказуемо
- А вот Стив Джобс\Генри Форд\Роман Абрамович добились успеха без бизнес-планов
Здесь есть доля правды. Просчитать всё невозможно, и многие известные бизнесмены просто занимались любимым делом без чёткого плана. Но всё же базовые сценарии бизнеса и объем рынка просчитать стоит. Это поможет структурировать мысли и избавиться от сомнений — или наоборот засомневаться в жизнеспособности идеи. При прочих равных качественное планирование не помешает вам стать новым Стивом Джобсом.
3. Работайте над продуктом и маркетингом
«Что важнее: продукт или его маркетинг?» — вопрос, который вызывает поножовщину в сообществах маркетологов. Одни говорят, что если умеешь продавать, клиент с радостью купит даже копию головы Джейсона Стэйтема в масштабе 1:6. Другие верят, что если сделать по-настоящему крутой продукт — все узнают о нём без маркетинга и реклам
Истина посередине. Плохой продукт при хорошем продвижении может показать впечатляющие первичные продажи, но удержать покупателей будет сложно. Такой бизнес долго не протянет, особенно если рынок небольшой. О прекрасном продукте без маркетинга, скорее всего, никто не узнает. Да, иногда предприниматели добивались успеха только за счёт качества. Сальваторе Феррагамо вырастил империю из обувной лавки площадью 2х2 метра без отдела маркетинга. Но это было в начале XX века. Сейчас, чтобы пробиться к потребителю через информационный шум, нужно намного больше усилий.
4. Платите налоги
Многие бизнесмены считают, что работать «в белую» сложно, дорого и бессмысленно.
«Вы что, ремонтникам собрались через юрлицо платить?!» — реальная фраза регионального предпринимателя, который заподозрил арендатора в уплате налогов.
Компании оплачивают услуги подрядчиков в конверте, выдают «серые» зарплаты. Все же так работают — и ничего
А теперь представьте, что такая компания увольняет сотрудника. После этого он отправляет заявление в ФНС о «серых» зарплатах и прочих нарушениях прямо из дома. Тогда предпринимателя ждут штрафы на сотни тысяч рублей, принудительные работы или тюрьма.
5. Не работайте с друзьями и родственниками
Сначала это кажется отличной идеей — начать бизнес с другом (братом, сватом), который обладает нужными компетенциями. Это человек, с которым вы давно знакомы. На него можно положиться. Но учтите, что в рамках нашей культуры трудно разграничить рабочее и личное. Американец может пригрозить работнику увольнением, а через час сидеть с ним в пабе и спрашивать о здоровье детей. Но россиянам трудно вести жесткие переговоры и делить прибыль с близким человеком. Либо вы портите отношения, либо страдает бизнес.