Найти тему
Artfragment

Реальность бьет кастетом: творчество Стива Маккуина

Оглавление

13 февраля в лондонском Tate Modern открывается персональная выставка Стива Маккуина — первая за последние 20 лет. Точно найдутся те, для кого Маккуин — в первую очередь режиссер. Впрочем, даже на Википедии рядом с его именем стоит такое определение. Мы собрали факты, доказывающие, что Стив Маккуин — настоящая звезда современной арт-сцены.

«Стив Маккуин любил рисовать с детства.А еще верил, что искусство способно менять жизнь людей. Когда Маккуин был маленьким, он хотел стать художником. А позднее, поступив в лондонский Goldsmiths College, занялся сначала фотографией, а затем — режиссурой. Его работы исследуют, что значит быть человеком».

Такое описание Стива Маккуина можно найти на сайте Tate в разделе «Для детей». Там же рассказывается, что в 1999 году художник, которому тогда было 30, получил премию Тернера — одну из самых престижных в мире. Награду ему присудило жюри во главе с Николасом Серотой — бывшим директором музеев Tate. А в шорт-листе вместе с Маккуином была Трейси Эмин, Стивен Пиппин и дуэт сестер Джейн и Луиз Уилсон. Сегодня художник — единственный человек в мире, у которого есть и премия Тернера, и «Оскар».

Стив Маккуин, Bear, 1993.
Стив Маккуин, Bear, 1993.

— Британский Vogue, в котором накануне выставки в Tate Modern вышел материал о Стиве Маккуине, так описывает детство художника:

«Выросший в Западном Лондоне, он ненавидел школу, страдал дислексией и носил повязку из-за синдрома «ленивого глаза». Будучи темнокожим, сыном тринидадских и гренадских эмигрантов, он учился в классе «неудачников» и вокруг видел лишь иерархические системы».

Один из громких проектов художника «Year 3» — это инсталляция из трех тысяч фотографий, на которых были запечатлены 76 тысяч лондонских школьников. Все — третьеклассники. Команда художника снимала классные портреты детей на протяжении года. Их возраст Маккуин выбрал не случайно — его он считает знаковым.

«Школьная фотография очень формальна. Дети стоят или сидят, скрестив ноги, а рядом учитель. Таким образом, сообщение, которое может быть настолько локальным, соединяясь с другими подобными фотографиями, становится глобальным».

Стив Маккуин в 4 классе, снимок 1977 года.
Стив Маккуин в 4 классе, снимок 1977 года.

— Исторические события и социальные конфликты — важные темы творчества Стива Маккуина.

В 2007 году художник осуществил масштабный проект «Королева и отечество», посвященный памяти солдат, погибших в Ираке. Их лица были помещены на почтовые марки. Художник отмечал:

«Визуализация очень важна. Ведь до сих пор в Британии, когда погибает солдат, он становится просто именем и номером. Его образ, его лицо не присутствуют в массовом сознании. СМИ не заинтересованы в распространении такого рода информации. Но я считаю, что в этом нет ничего постыдного и эти люди должны обрести лица».

Стив Маккуин, «Королева и отечество», 2007.
Стив Маккуин, «Королева и отечество», 2007.

— На выставке в Tate Modern покажут 14 произведений Стива Маккуина.

От 15-минутной короткометражки «Illuminer», в которой снялся сам художник (его обнаженное тело освещал установленный в номере парижской гостиницы телевизор, на котором шли кадры подготовки американских войск к войне в Афганистане), до инсталляции «Weight» 2016 года — над кроватью заключенного Маккуин повесил позолоченную москитную сетку.

Стив Маккуин, «Weight», 2016.
Стив Маккуин, «Weight», 2016.

Еще одна работа, которая будет в экспозиции — видео «Static». В течение года камера, установленная на вертолете, облетала Статую Свободы и снимала ее. «Я думаю, что многое сегодня в мире находится под угрозой», — отмечал в интервью британскому Vogue Стив Маккуин.

Стив Маккуин, «Static», 2019.
Стив Маккуин, «Static», 2019.

— «На выставке много красоты, но так же много боли и несправедливости.

А еще больше — правды. Работы Стива Маккуина — удар, который реальность наносит кастетом повседневному благополучию. Художник заставляет смотреть и видеть, что окружающий мир — это не только закаты, музыка и искусство. Это расизм, насилие, жадность, манипулирование и печаль. И одно не может быть без другого. Маккуин это великолепно демонстрирует», — отметил арт-обозреватель Эдди Франкель в обзоре выставки для лондонского Time Out.

Стив Маккуин, photographed for the FT by Amara Eno.
Стив Маккуин, photographed for the FT by Amara Eno.

Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.