Каждый второй советский школьник был фотолюбителем или хотя бы мечтал о собственном фотоаппарате. Интересно, что современные люди делают фотографий в тысячу (и это не преувеличение) раз больше, чем лет пятьдесят назад, при этом на долгие годы сохраняется снимков гораздо меньше, чем тогда. Легко приходят – легко уходят.
Я тоже была фотолюбителем. Купить фотоаппарат мне не смогли, вещь была по тем временам достаточно дорогостоящая, но "по наследству" от кого-то достался старенький фотоаппарат и полный комплект принадлежностей для фотопечати.
Оттого, что количество кадров было ограничено возможностями плёнки (24 или 36 кадров) к выбору снимаемого подходили серьёзно. Не щёлкали что попало.
Итак, этап первый – зарядить плёнку в фотоаппарат. Производилось сие действо в полной темноте. Бралось пальто зимнее (можно и демисезонное было, конечно, но у зимнего светоизоляция значительно надёжнее), внутрь помещались фотоаппарат, катушка и непосредственно плёнка. В рукава пальто просовывались чуткие руки мастера, которые исключительно на ощупь производили все действия.
Плёнку вставили. Казалось бы, всё – щёлкай и радуйся. Но не тут-то было. Фотоаппарат нужно было настроить с учётом погодных условий или помещения, а также подвижности или стабильности объекта. Настроили, нафотографировали, плёнку проявили, высушили, а дальше начиналось самое волшебное – печать фотографий. В тёмной-тёмной комнате зажигали красный-прекрасный фонарь и в этих таинственных условиях вставляли готовую плёнку, на которой всё было наоборот (то, что чёрное – белое, а то, что белое – чёрное), в фотоувеличитель.
Фотоувеличитель передавал изображение на фотобумагу. Бумага тоже была разная: большая, маленькая, глянцевая или матовая, а ещё встречалась такая специальная зернистая – моя любимая. Дальше самое интересное, сначала фотографию опускали в раствор проявителя и на совершенно чистом с виду листе начинали появляться люди или предметы. Медленно, постепенно становясь всё более внятными. Когда все мелкие детали и оттенки уже стали явными, фотографию отправляли в ванночку с водой для промывания, а потом минут на двадцать в закрепитель. Оказалось, что этот процесс очень важный и, к сожалению, мной очень недооценённый. Эх, сколько фотографий из-за недофиксированности пострадало, становясь с годами всё бледнее и бледнее.
С цветными фотографиями всё было ещё сложнее и делать их я так и не научилась. В общем-то, можно было снимать на цветную плёнку и сдавать в проявку и даже в печать. Но так делать мы стали уже в конце в 90-х (или 80-х🤔) .
А потом... появились Полароиды, из которых выходили готовые, но недолговечные фотографии; "мыльницы", в которых ничего не надо было настраивать; и, апофеоз фотосовершенства – смартфоны, которыми мы благополучно пользуемся по сей день. Ванночки для печати были переоборудованы под кошкин туалет, всё остальное за ненадобностью отправилось в кладовки или в утиль. Мы приобрели удобство, качество и возможность делать практически неограниченное количество фотографий. Что мы потеряли? Немного почти настоящего волшебства.