Найти тему
Александр Карначёв

ГОЛЫЕ ХРАМЫ

-2
-3
-4
-5
-6
-7

Давно уже, несколько лет, а, быть может, с тех пор, как я увидел первый в своей жизни дорический храм, стал я задумываться над тем, чем же так привлекает меня эта простота… Что было раньше: книжное знание о том, что этот ордер был изобретен греками первым (а при моей тяге к древностям это существенный аргумент!), или, всё же, живое, непосредственное чувство эстетического восхищения основательностью этих скупых форм?

И вот сегодня, кажется, понял. Взгляд мой задержался на парадном фасаде какого-то «сталинского» дома, который явно не дураки строили, не тяп-ляп… Это сейчас ставят канализационную трубу стоймя, сверху на нее кладут железо-бетонную плиту — и называют всё это «классикой». Нет, тут всё было просчитано и с альбомами прорисовок с античных образцов сверено. Колонны смотрелись вполне себе как колонны… Но в то же время было на этом фасаде много такого, что я бы убрал. Ну, зачем выплескивать на стены сразу всё, что вы, господа студенты, узнали в курсе античной архитектуры? После войны приветствовалось показное великолепие, это понятно. И строгий вкус избавился бы от всех этих наползающих друг на друга гирлянд и вазонов, если бы ему позволили… Это тоже понятно. Всё понятно. Но впечатление-то испорчено! Значит, все-таки, на меня в первую очередь действует форма. А уж потом аргументы «умственного» характера.

Что я, собственно, думаю при взгляде на настоящую крепкую дорическую колонну? Что ощущаю? А вот, как ни странно, благодарность. Смею думать, ту самую, которую испытывает мужчина, глядя на красивую женщину. Эта красота — залог жизеспособности. Она внушает уверенность и спокойствие. Спокойствие за весь род людской, за нашу породу. Пушкин, как он сам признавался, готов был пол-России проскакать ради того только, чтобы узреть «две пары стройных женских ног»… Я готов сколько угодно путешествовать в Грецию или Южную Италию, лишь бы знать, что со вкусом у человечества все в порядке. Пока стоят эти стройные «голые» колонны. По сравнению с ними, даже ионика — это какая-то косметика… А уж цветущий коринфский ордер — это просто кружевной корсет! Хотя тоже прекрасно. Но мне лично не нужно.

Мне кажется, главный секрет этих первых отысканных греками прекрасных форм в их непредвзятом следовании за натурой. Мужчины потихоньку наблюдали за своими стройными подругами и пытались «оторвать» подсмотренную красоту от живого оригинала, перенести ее на какой-то долго живущий, более долговечный, неувядаемый материал… Сначала — в дерево, потом — в камень. А время сделало так, что если и были прилеплены к этой сущности какие-то веночки и бантики, если и были раскрашены, как говорят, греческие храмы на манер восточных тканей, то ветра и дожди смыли всю эту смехотворную «косметику», сорвали прочь ненужные «одежды»… И осталась нам на радость одна голая красота. Смотрите, потомки, восхищайтесь! И не снижайте впечатления.

——————————————————-

На снимках: храмы Пестума и Агридженто