Найти тему
Усадьба Кусково

Изразцы - распространенный элемент декора. От античности до наших дней

Изразцы – очень распространенный элемент декора. Традиция изготовления изразцов не забыта, они и сейчас украшают дома. 

Изразец. XVIII в.
Изразец. XVIII в.

Изразцы использовались не только для художественной облицовки печей и каминов, но и для украшения внутренних и наружных стен. Самые первые узорчатые керамические пластинки появились в Древнем Междуречье ( долина реки Евфрат). Они отличались от современных представителей.

Изразец. прямоугольный. XVI в.
Изразец. прямоугольный. XVI в.

В Магрибе особой популярностью пользовалась мозаичная плитка, которой украшали мечети и дворцы. В Португалии в наши дни сохранились облицованные плиткой фасады церквей XV-XII веков, внешний вид которых напоминает большие картины в бело-синей гамме. В Европе изразцами украшали исключительно дворцы и храмы, а сами они считались предметом особой роскоши. В XVIII веке их стали применять и в отделке внутренних помещений и очагов.

 Фрагмент изразца с вогнутой стороной. Конец XV-XVI вв.
Фрагмент изразца с вогнутой стороной. Конец XV-XVI вв.

В России, появление первых расписных печей относится к XVI веку. Основной рельефный узор того времени – это мифологические животные (например – птица Сирин), сюжеты из сказаний и былин, различные батальные картины, а особой популярностью пользовались – геометрические орнаменты, либо красочные растительные.

Расцвет изразцового искусства в России относится к XVIII веку. Мастера стали использовать глазурь и эмали, набирали популярность поливные муравленые и ценинные экземпляры. Из печного украшения изразцы плавно перешли в разряд отделочных материалов для стен зданий. Узоры тоже стали немного разнообразнее: появились изображения фруктов и деревьев со сложными переплетениями.

Изразец 8-гранный , белый, с полихромным рельефным изображением мужчины и собаки под пальмой в черных, синих, зеленых, голубых тонах. XVI в.
Изразец 8-гранный , белый, с полихромным рельефным изображением мужчины и собаки под пальмой в черных, синих, зеленых, голубых тонах. XVI в.

В XVIII веке начинается массовое производство декора, который, на манер голландских мастеров, имеет бело-синюю или зелено-коричневую окраску. Начало такому производству положил Петр I, издав соответствующий указ. Появляются узоры и орнаменты с растительными мотивами и причудливыми изображениями «всяких фигур» - как людей, так и «звериного и птичьего видов». До 1725 года были распространены переходные изразцы, которые считались рельефно-расписными.

Изразцовые плиты в Голландском домике (Кусково)
Изразцовые плиты в Голландском домике (Кусково)

Начиная с 1890 года, ручное изготовление переходит в машинное производство. В это же время открылась знаменитая мастерская в Абрамцево, где работали такие известные художники, как Васнецовы, Серов, Головин. Помимо живописи, мастера с удовольствием занимались изготовлением изразцов, которые по стилю и исполнению напоминали древнерусские орнаменты.

Практически все образцы древнерусского декора имеют румпу (специальный выступ в форме открытой коробки, который находится сзади лицевой пластины), где предусмотрены отверстия для крепления при помощи проволоки к печным гвоздям, находящимся в кладке.

Сегодня, изразцы, в большинстве случаев, изготавливают из терракотовой, фаянсовой или шамотной глины. Можно встретить эксклюзивные образцы из высококачественного фарфора, которые считаются достаточно дорогим материалом для отделки, но зато – необыкновенно эффектным. Процесс производства таких изразцов очень сложный, требующий иной раз четырехразовый обжиг. Но как восхитительно смотрятся печи и камины с таким декором – всегда актуальная и роскошная классика.