Самым знаменитым и длительным сражением русско-японской войны стала битва за Порт-Артур. Английский корреспондент Норригаард Б. В. бывший со стороны японской армии в книге "Великая осада: Порт-Артур и его падение" (русское издание 1906 г.) описал многие перипетии знаменитой биты, которые и легли в основу этой статьи.
Факт № 1
Русские солдаты, отражая непрерывные атаки японцев, научились стрелять с удивительной, практически снайперской меткостью не только из винтовок, но и из пулеметов и пушек. Английский корреспондент с восхищением писал: "Никто не мог устоять против их огня и неудивительно, что японцы боялись их и даже самые храбрые трусливо отступали, когда неприятельские пулеметы начинали отбивать свою дьявольскую трескотню. Русские стреляли из них с изумительной точностью, даже с большого расстояния и вообще владели ими блестяще". Русские использовали пулеметы "Максима", которые были удобны для переноски двумя людьми. Солдаты быстро переносили их с места на место, меняя позицию, оставаясь неуязвимыми для противника.
Не менее впечатляющей была стрельба из орудий шрапнелью. Англичанин описал бой, когда японский отряд из нескольких десятков людей пытался врассыпную преодолеть поражаемую зону: "Из всего отряда ни один человек не спасся; все были убиты. Хотя зрелище было тяжелое, но стрельба русских была так великолепна, что могла только порадовать сердце старого артиллериста. Все это продолжалось не больше минуты; люди бежали с такой быстротой, на которую только способен человек, и рассыпались на большом пространстве; тот, кто знает, как трудно менять прицел и наводку в течение нескольких секунд, поймет и оценит прекрасную стрельбу русских и уверует в важность артиллерии в современном бою".
Корреспондент резюмировал, что "Русские ставили своих лучших стрелков в атакуемых фортах и, после долгой, беспрерывной практики, их стрельба стала до того меткой, что было опасно даже выглянуть в амбразуры валов параллелей и апрошей и многие японцы погибли именно благодаря этому".
Факт № 2
Русская армия впервые в Порт-Артуре масштабно применила заграждения из колючей проволоки. Японцы оказались совершено не готовы к этому виду обороны. Войска, идущие на штурм, вставали перед проволокой, становясь хорошей мишенью. Корреспондент описал, как во время одной из атак японские солдаты не смогли продолжать наступление из-за того, что "из трупов храбрых солдат образовалась целая стена, которая и остановила натиск японцев".
Японцы для того, чтобы подобраться к укреплениям и сделать в проволоке брешь для атаки, применяли несколько методов. Первый метод - солдат надевал специальный щит из 2-х соединенных железных пластин, которые крепились к плечам и доходил до колен. Весил такой щит около 40 кг. Поэтому солдат шел медленно, осматривая дорогу через прорезь. Удары пуль, приходящиеся в щит, сбивали солдат с ног и тогда к ним сзади к поясу стали привязывать две бамбуковые палки для опоры.
Вторым средством для прорыва "колючки" стали "длинные бамбуковые шесты, наполненные черным, сильным, дымным порохом". Их помещали на проволоку и поджигали, взрывом делая брешь. Такие же шесты вталкивали в амбразуры блиндажей и других укреплений форта. Едкий дым мешал защитникам видеть и дышать. При захвате укреплений японцы применяли еще один оригинальный прием. Зная, что русские выбьют их контратакой, они разливали на бревна бруствера и мешки с песком керосин, который брали с собой в ведрах и поджигали. Нашим солдатам, вернувшим себе позиции, приходилось сражаться в черном дыме и нестерпимом жаре.
Третьим и самым верным средством против проволоки были большие ножницы, которыми работали подползая к заграждениям с наступлением темноты. Первое время ножницы были у японце дурного качества и англичанин уверял, что японские солдаты "приходили в такую ярость, что бросали свои ножницы, хватали проволоку руками и зубами, скручивали, тащили и раскусывали ее, заменяя с успехом ножницы своими зубами. Я не ручаюсь за достоверность, но слышал об этом от японских офицеров; во всяком случае известно, что у большинства японских солдат великолепные зубы" :))))
Факт № 3
Рукопашные схватки в битве за Порт-Артур происходили гораздо чаще и ожесточенней, чем в остальных сражениях русско-японской войны. Англичанин бывший у Порт-Артура записал, что если "знаменитое изречение Наполеона, что «на войне, как и в любви, всегда доходят до рукопашной схватки», оказалось верным, то именно во время этой осады". По японской статистике раненых холодным оружием в Порт-Артуре было до 7 %, тогда как по русской статистике в общем за компанию число их было не более 1,5 %.
И русские и японские солдаты умело дрались в рукопашной. Английский корреспондент отметил, что "японцы имели обыкновение кидаться на землю и вонзать свой штык снизу в неприятеля". Однако, "во многих рукопашных схватках, в которых превосходство японских сил не было слишком велико, русские одерживали над ними верх".
Очевидцы описывают необыкновенную дикую ярость этих столкновений, которые могли длиться по нескольку часов. Особенно этим отличались ночные схватки в сапах (осадных траншеях). Русские небольшими отрядами врывались в них чтобы их разрушить: "Часть русского отряда вступала в бой с находящимися здесь японцами, пока другие подрывали и уничтожали сапы, представлявшие собой плоды усиленной работы многих дней. В этих случаях русские выказывали самую беззаветную храбрость, и японцы встречали их так же. Даже невозмутимые и молчаливые японцы, как офицеры, так и нижние чины, вспоминали об этих ночных стычках, равных которым по удали и дикости можно было встретить разве во времена Аттилы".
В одном из боев 20 русских сражалось против почти сотни японцев "завязался отчаянный рукопашный бой, японцы и русские смешались в этой дикой схватке. Русские сражались как львы, но горсть людей не могла одолеть гарнизон вчетверо сильнее их отряда и после геройской борьбы они все были перебиты. Японцы пришли в восхищение от такого подвига и с величайшим уважением отзывались о храбром русском офицере. Его сабля наверное найдет почетное место в одном из музеев в Токио". В одном из русских описаний подобного боя есть сведения о морском офицере, который убил в бою 30-35 человек сражаясь с палашом в одной руке и револьвером, которым он действовал как булавой в другой.
После одной из таких 2-х часовых схваток "смертельно усталые противники молчаливо разошлись, точно по взаимному уговору, и отступили".
Факт № 4
При обороне Порт-Артура впервые стали широко использоваться ручные динамитные гранаты. Приоритет в этом принадлежит русской стороне. "Русские ручные гранаты выделывались из старых орудийных снарядов или же снарядов к старым горным орудиям, а позже — часто из гильз от снарядов к скорострельным орудиям, наполненных динамитом и снабженных обыкновенным бикфордовым шнуром, рассчитанным на 15 с. Японцы наполняли динамитом обыкновенные жестянки, вместимостью около фунта, но их гранаты были гораздо менее разрушительны, чем русские ... Позднее, в особенности у русских, был введен в употребление особенного устройства запал".
Гранаты стали основным оружием ближнего боя. Например, во время атаки на форт Северный Кикван и высоту 203 сражение преимущественно велось штыками и ручными гранатами. Действие их было колоссально. Англичанин был под огромным впечатлением от этого оружия:
Бросай свою ручную гранату в самую середину твоих врагов! Ничего нет равного ей для искалечивания, изуродования, растерзания частей тела; головы и куски мяса разлетаются во все стороны и горячая кровь брызжет в твое лицо.
В схватке за высоту 203 " солдаты бросали свои ружья, полагаясь исключительно на ручные гранаты". После боя корреспондент осматривал погибших и там не было ни одного целого человека, все были разорваны на части.
Зная о действии гранат японцы "отмечали свои имена на фуражках, куртках, ботинках и других частях одежды, чтобы в случае, если будут найдены только рука, нога или часть тела".
Для стрельбы гранатами сначала русские, а затем японцы также использовали самодельные деревянные мортирки.
Факт № 5.
В писание боев в Порт-Артуре есть интересное и редкое упоминание применения японских традиционных единоборств.
"Небольшой русский вылазочный отряд выступил с задней стороны крепости для обычной ночной атаки на голову сапы. Оба отряда, пробиравшиеся с возможно большей осторожностью, внезапно встретились. Во главе русского отряда был офицер, и ни одна из сторон не видела и не слышала другой, пока офицеры не столкнулись. Они тотчас же схватились. Русский был сильнее и больше ростом, чем японец и быстро смял своего противника, но последнему хорошую услугу оказали приемы «джужицзы», которым все офицеры обучаются в военных училищах. Ему удалось высвободиться и пронзить своего противника в сердце".
Вообще же главной задачей японских солдат было не применение единоборств, им нужно было скрываться от пуль (См. Факт № 1). Зимой это было еще более актуально т.к японцы носили темные зимние мундиры. Японские солдаты надевали поверх них обычные холщовые мешки, осенне-летние кителя цвета хаки и др. Знаменитой стала атака 38-го батальона солдаты которого "одели серые шерстяные фуфайки, кальсоны и штиблеты поверх темных, заметных мундиров. В таком виде они представляли самое странное и невиданное зрелище; недоставало только пары рогов, чтобы совсем стать похожими на чертей".
Читайте: Русский солдат против японца: кулачный бой у реки Шахэ. 1905 год