Что же такое авторская кукла в контексте культуры, быта, психологии? Может ли кукла считаться произведением искусства? Как художнику, работающему в этом жанре, преодолеть комплекс неполноценности? Если он у него, конечно, есть... Вопросов больше, чем ответов!
Авторские художественные куклы - это почти скульптура. Это если мы говорим именно об авторской интерьерной кукле. Кто-то сказал, что первой авторской куклой была "Маленькая танцовщица" Эдгара Дега: восковая скульптура балерины в пачке.
Скульптура была создана в 1879-1881 годы. В 1922 году, уже после смерти художника, с "Маленькая танцовщицы" были сделаны 28 бронзовых отливок. Бронзовая "Танцовщица" тоже одета в марлю и шелк. Такое невозможное сочетание вечной бронзы и тленной материи дало удивительный эффект, - от скульптуры невозможно оторваться, она притягивает и тревожит, она завораживает и навсегда остается в памяти.
Одна из этих "кукол" выставлена в музее изобразительных искусств Орсе в Париже - одном из крупнейших в мире собраний европейской живописи и скульптуры периода 1850—1910 годов.. В 1881 году восковая "Танцовщица" экспонировалась на шестой выставке импрессионистов в Париже. Тогда она шокировала публику своей реалистичностью. Сейчас скульптура находится в коллекции супругов Меллон и экспонируется в Национальной галерее искусств в Вашингтоне. И никто не сомневается в том, что это - великое искусство. И что это все же не кукла, а скульптура.
В чем же разница?
Наверное, каждый, кто занимается авторскими куклами, даст свой ответ. Мне кажется, что многое тут зависит от пропорции творчества и ремесленничества, от возможности отойти от уже известных образцов, от осознанной работы над образом, формой, цветом. На этом пути авторская кукла, младшая сестра скульптуры, когда-нибудь догонит ее и пойдет рядом.
Или можно сказать так - иногда она уже идет рядом со скульптурой. Это зависит об автора и созданного им образа, а не от общего развития жанра авторской куклы.
Но есть еще бытовая кукла. Она не должна стоять в витрине: с ней можно играть, ее так хочется прижать к себе, она может научить маленького человека любви и нежности, пониманию юмора, заложить основы художественного вкуса. Она очень нужна в наше жесткое время, и, кто знает, може быть, смешная тряпичная кукла иногда делает то, что не под силу армии педагогов: составляет компанию тому, кому одиноко, утешит, выслушает. Ведь даже в медицине есть понятие "куклотерапия". Надеюсь, что у Куклы с большой буквы большое и счастливое будущее, да обойдет ее стороной пошлость и дурной вкус.
Текст: Татьяна Пименова, журнал "Талант. Человек и творчество"
Фото кукол Наталии Лопусовой-Томской
Подготовка текста: Милена Курганова, директор галереи "Кукольный переулок", куратор проекта "Япония. Куклы, сказки и легенды" в Измайловском кремле, директор Международного Объединения Авторов кукол МОАК
www.dollslane.ru