Однажды начинающий мебельщик понимает, что проектировать мебель быстро и с минимальными ошибками можно только с помощью программы для конструирования мебели.
- Какую программу выбрать? Естественно, хочется бесплатную, а то купишь (задорого, кстати), – а программа не подойдёт. В таком случае скачивайте с торрентов то, что найдёте. Совсем бесплатные – а такие есть – не стоит даже пробовать, там крохотный функционал.
- Следующий момент – насколько навороченную? Советуем – самую навороченную. Не так это страшно. Любая программа позволяют что-то делать минимальным функционалом без затруднений. Зато в будущем, если мебельные дела пойдут хорошо, просто используете «страшные» дополнительные функции, и не нужно изучать более крутую программу.
- Тут есть риск переусердствовать. Скажем, крутейшие конструкторские программы, например, AutoCAD и SolidWorks – ни разу не мебельные, замучаетесь рисовать мебельную фурнитуру и получать нужную документацию. Выбирайте программу заточенную под мебель.
- От программы требуется:
- 3D-визуализация;
- широкая база материалов и фурнитуры разных производителей;
- выходная документация – чертежи, спецификации, карты кромления, карты кроя, карты присадки крепежа и фурнитуры.
На наш взгляд самая крутая программа – Базис-мебельщик. С нею начнёте в гараже, с нею же станете директором мебельной фабрики. На торрентах найдёте только старую, восьмую версию, но в будущем заработаете с её помощью на последнюю, десятую.
Мы начнём с программы bCAD (https://www.bcad.ru/prices). Профессиональная, с широким выбором готовых блоков и фурнитуры, интуитивно понятная. Программа всё-таки послабее Базиса, но до определённого уровня производства вполне подходящая. На торрентах можно найти версию 3.93 и более ранние.
Итак, поехали.
Установка bCAD.
В инсталляции, как правило, есть инструкция по установке, скорей всего она написана не совсем внятно, поэтому первая попытка может оказаться неудачной. Не отчаивайтесь, все прошли и вы пройдёте. Программа работает с помощью Java-машины, этот пункт не обойдёшь, придётся повозиться. Установка лицензионной программа, конечно, не вызовет затруднений, а последняя версия bCAD 4 даже не требует Java-машины.
После установки вы получите какую-то начальную минимальную базу данных, её вполне достаточно, чтобы освоить программу.
Интерфейс bCAD.
После запуска появится окно. У вас оно будет немного отличаться, у меня панели инструментов расставлены, как мне удобно, исходная конфигурация bCAD другая, но это не важно. Кроме этого у меня зажата кнопка «Абрис каркаса».
Читать учебник – это для слабаков, мы будем сразу делать мебель.
-----------------------------------------------
Несмотря на изобилие всяких видеоуроков, нам кажется, что гораздо удобнее неторопливо читать и разглядывать инструкцию, повторяя действия в окне bCAD, чем поспевать за видео. Особенно удобно, если инструкция распечатана. Мы будем экономно вводить функции, не перегружая голову читателя. Лишь то, что сейчас необходимо.
-----------------------------------------------
Логика в bCAD элементарная: возьмите нужные панели и соедините их.
Делать будем небольшой стол: крышка, две опоры и ребро жёсткости.
Нажимаем кнопку Прямоугольная панель, указанную на рисунке, появляется окно задания панели (в bCAD она почему-то называется Простая доска). Начнём с крышки размером 800 х 600 мм.
Вводим с клавиатуры длину и ширину крышки. Выбираем (левой кнопкой мыши) ориентацию в пространстве – горизонтальная панель. Вводим наименование детали – крышка стола.
-----------------------------------------------
bCAD предложит какой-то материал, не факт что подходящий, может вообще не ЛДСП. Чтобы выбрать (если необходимо) материал, нажимаем кнопку «Сердцевина», открывается окно задания материала. Выполняем шаги 1 – 4, нажимаем OK. (У вас в окне папки могут иметь другое имя).
-----------------------------------------------
Нажимаем кнопку «Вставить» и «Выход». Вставляем деталь в любое место экрана. Правой кнопкой отменяем окно задания панели.
Вот наша крышка на экране. Можно покрутить колёсико мыши – деталь будет приближаться или удаляться. Зажав левую кнопку мыши, можно погонять деталь по экрану.
Если одновременно нажать и не отпускать клавишу ctrl и правую кнопку мыши, деталь можно вращать произвольно, получится как на правом рисунке. Рекомендую поиграть с этими перемещениями, пригодится прямо сразу. Заодно протестируйте кнопки ориентации модели на следующей панели (найдите её): Показать всё; Вид спереди/слева/справа/сзади/снизу.
Если мешает координатная сетка, а сейчас она не нужна, отключите сетку клавишей F7.
Оставьте крышку в ориентации правого рисунка, так будет проще присоединять к ней опоры стола. Тем же способом, что и крышку, зададим опору 720 х 500 мм.
Нажимаем «Вставить» – «Выход», и правой кнопкой отменяем окно.
Опору стола размещаем в любом месте окна.
Если зажать кнопку «Только видимое» (она рядом с «Абрисом»), получится правая картинка, видны цвет и направление текстуры. Понажимайте другие кнопки – увидите разницу.
Вернёмся к «Абрису» и присоединим опору к крышке. Для этого нужно переместить опору в нужное место крышки. Это делается кнопкой «Переместить», найдите её.
(Проверьте, зажата ли кнопка «В узел поверхности»).
Итак, нажимаем «Переместить», курсор превращается в кружок с точкой в центре и эту точку мы должны совместить с точкой захвата опоры.
-----------------------------------------------
Но прежде нажмите колёсик мыши, появится вот такое окошко, в котором снимите обе галки. ОК. Потом с этим разберёмся.
-----------------------------------------------
В этот момент может понадобиться увеличить картинку (колёсиком мыши) чтобы надёжно попасть именно в требуемую точку. Обратите внимание на подсказку Выберите объект в левом нижнем углу окна. Подсказки полезны.
Приблизим курсор к точке захвата, она обозначится красным квадратиком. Щелчком левой кнопки захватим опору, появится подсказка Новое положение базовой точки.
Базовой точкой bCAD считает точку захвата.
С этого момента деталь перемещается по экрану вместе с мышью. (И снова, деталь можно увеличивать/уменьшать колёсиком мыши).
Теперь нужно определиться, куда именно и как присоединить опору к крышке.
Пусть крышка свисает над опорой спереди и сзади на 50 мм, а сбоку – на 10 мм, как показано на рисунке.
Рассмотрим интересующий нас угол подробней. Видно, что Точка захвата должна быть сдвинута относительно Точки отсчёта по оси Х на 10 мм, по оси Y на 0 мм и по оси Z на -50 мм. Оси координат обозначены (мною) пунктирным кругом.
Напоминаю, опора всё ещё «ходит» по экрану вслед за мышью, и нам нужно указать её место относительно точки отсчёта. Смело отпускайте мышь и начинайте набирать координаты точки захвата. Как только будет набрана первая цифра, на экране появится окошко ввода координат.
Координаты вводятся через пробел. Обратите внимание, выбрана Мировая Система Координат.
После ввода координат нажмите кнопку «Точка отсчёта», появится курсор с привязанной к нему деталью. Выберите на крышке Точку отсчёта (см. предыдущий рис.), она обозначится красным квадратиком, и щёлкните левой кнопкой мыши. Всё, детали соединены.
Продолжение следует…