Найти тему

Зураб Соткилава мог стать врачом, да не было денег...

Выдающийся оперный певец Зураб Соткилава поделился сокровенным

Зураба Соткилавы не стало более двух лет назад…

Честно говоря, о Зурабе Лаврентьевиче я сейчас не собирался писать - нет пресловутого «информационного повода», но поисковая система моего компьютера, когда я поставил перед ней совершенно другую задачу, выдала наше с ним интервью...

Зураб Соткилава. Фото Владимира Желтова
Зураб Соткилава. Фото Владимира Желтова

В тот день я разбудил Зураба Соткилаву своим телефонным звонком в половине одиннадцатого утра. А ведь мог бы догадаться, что накануне вечером он, солист Большого театра, «один из лучших теноров современности», в прошлом профессиональный футболист, будет «до победного конца» будет смотреть четвертьфинальный матч Чемпионата Европы по футболу между командами Чехии и Дании! Но Зураб Лаврентьевич был вежлив и снисходителен: «Ничего, ничего… Интервью? У меня почти не осталось времени, но вам отказать не могу…»

Более правильно было бы сказать: «Василисе Сердобольской отказать не могу». Василиса в то время была руководителем пресс-службы Петербургской консерватории. Под патронатом консерватории с 2003 года проводится Международный (первоначально – Всероссийский) музыкальный фестиваль-конкурс «Три века классического романса». На фестиваль и был приглашен Зураб Соткилава.

Никого не видел, ничего не слышал

- Зураб Лаврентьевич, поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о завершающемся сегодня фестивале.

- Я не могу поделиться впечатлениями, потому что ничего не видел и никого не слышал. Меня Ирина Богачева попросила дать концерт в рамках этого фестиваля. Что мы вместе с ней и сделали. Могу сказать только, что конкурс этот равных не имеет. Уникален он уже тем, что это конкурс исполнителя и пианиста-аккомпаниатора. Почему-то принято выделять исполнителя. В то время как ведущий всегда концертмейстер. Если бы мне в жизни не встретился такой удивительный пианист как Важа Чачава, я б, наверняка, прошел мимо камерной музыки.

Пришлось переквалифицироваться в болельщики

- Что за странная тенденция: большинство вокалистов высочайшего уровня так или иначе в прошлом связаны в футболом. Некоторые даже профессионально играли.

- Я думаю, это потому, что футбол – народная, очень демократичная игра, лучшая из всех придуманных человечеством. Не требующая особых физических данных. Не то, что, предположим, баскетбол, где с низким ростом делать нечего. В футбол может играть любой мужчина – высокий, невысокий, толстый, тонкий. И если быть чуть-чуть с головой, можно добиться больших успехов. А когда в футбол играют умные люди, это очень красивая игра. Наверное, неслучайно в футбол играл Лучано Паваротти. Он был нападающим в итальянской команде «Модена». Хосе Каррерас, Пласидо Доминго играли в футбол. Эстрадный певец Хулио Иглесиас, он, правда, из другой «оперы», был вратарем мадридского «Реала».

Футбол прививает человеку такие необходимые в жизни качества как смелость, сила воли, дух соперничества. Все они необходимы и оперному певцу. И потом, профессия оперного певца и футболиста – это, прежде всего, тяжелая работа и строгий режим.

- Вы умолчали о себе. Если я не ошибаюсь, вы свою спортивную карьеру закончили в молодежной сборной Грузии?

- Нет, в тбилисском «Динамо». Я был капитаном Молодежной сборной Грузии. После того, как она стала чемпионом Советского Союза, команду в полном составе взяли в тбилисское «Динамо». Я играл за «Динамо» пока не получил серьезную травму. После чего оставалось быть только страстным футбольным болельщиком.

Зураб Соткилава. Фото из открытых источников
Зураб Соткилава. Фото из открытых источников

Суфлер подсказывал счет матча

- Страстным и странным.

- Почему: «странным»?

- Потому что дело доходило до того, что когда ваши концерты совпадали с ответственными матчами, просили суфлера сообщать вам счет. Или это байка?

- Чистая правда. Расскажу, как дело было. Я дружил с Николаем Николаевичем Озеровым. Я обожал его, он любил меня, мое искусство. До последних дней. Николай Николаевич уже ходить не мог, его на коляске привозили в театр. Последний раз на моем спектакле он был за три дня до смерти. На «Бале-маскараде». А в тот раз он, как всегда, сидел в директорской ложе, в левой стороне сцены. По радио транслировали матч – московский «Спартак» играл с тбилисским «Динамо». Озеров был сумасшедшим болельщиком «Спартака», а я таким же сумасшедшим болельщиком тбилисского «Динамо». Вот я и сказал суфлеру: «Хочешь поставь рядом с собой транзистор, хочешь бегай к репродуктору и узнавай счет, но сообщай его мне». И я, узнав об очередном забитом голе, шел влево, на ходу импровизируя мизансцену, и тихонько пел: «Дваааа – одинннн в нашуууу пользуууу!» Елена Образцова, моя партнерша, ничего не могла понять, она растерянно шепотом спрашивала: «Что за знаки? Кому показываешь?!»

- А, если бы тбилисское «Динамо» вдруг начало проигрывать, это сказалось бы на вашей игре?

- Нет. Я был в образе, и счет Озерову сообщал, не выходя из образа.

Зураб Соткилава. Фото из открытых источников.
Зураб Соткилава. Фото из открытых источников.

Попытался талант зарыть в землю

- Зураб Лаврентьевич, вы всемирно известный тенор, человек, покоривший мир…

- Давайте не будем играть в эту игру: «всемирно известный», «весь мир».

- Хорошо. Но ведь вы же могли добровольно зарыть свой талант в землю. В прямом смысле. По первому диплому вы же инженер-маркшейдер. Иными словами – подземный геодезист.

- Я до сих пор не могу себе простить, что лазил под землю. Ничего хорошего там нет. По крайней мере, я ничего кроме бронхита там не нашел. Студентом Политехнического института я трижды бывал в шахтах. После второго курса, после четвертого, и на дипломе. Но инженером-маркшейдером я не работал ни одного дня. Хотя и должен был ехать работать на угольные шахты в Ткварчели. Тогда, если помните, была обязаловка – обязательная отработка в течение двух лет. Но я через два дня после защиты диплома поступил в консерваторию. Пришлось идти на прием к председателю республиканского совнаркома. Он знал меня как футболиста. «Какое пение?! Что ты голову морочишь?! Хочешь остаться в Тбилиси, скажи, мы тебя оставим в Тбилиси». - «Серьезно, я студент консерватории. Можете, поговорить с ректором». Кончилось тем, что он засмеялся: «Ну хорошо, хорошо, оставайся в Тбилиси». Так и не поверил! А потом был моим большим поклонником.

Зураб Соткилава. Фото из открытых источников
Зураб Соткилава. Фото из открытых источников

«Нужно было дать на лапу десять тысяч»

- Кстати, я слышал, что вы вообще собирались стать врачом, и только существующая в грузинских вузах система взяток, не позволила вам стать студентом медицинского института.

- Нет смысла это скрывать. Чтобы поступить в Тбилисский медицинский институт, нужно было дать на лапу десять тысяч рублей. Сумма по тем временам не просто огромная, но и «расстрельная». Растрата в десять тысяч считалась «в особо крупных размерах».

Мама, мечтавшая, чтобы я стал доктором, думала, что я, будучи в тбилисском «Динамо», смогу попасть в медицинский институт. Спортсменов брали как бы вне конкурса. В основном ребята поступали в физкультурный институт, в университет. Мало кто в Политехнический. Когда я заикнулся насчет медицинского, мне открытым текстом сказали: «Сынок, «Динамо» тебе не поможет. Нужны десять тысяч!» Что оставалось делать?..

Зураб Соткилава. Фото Владимира Желтова.
Зураб Соткилава. Фото Владимира Желтова.

Продолжение следует.

Во второй части интервью речь идет о том, что привело Зураба Соткилаву в оперу, как он с операционного стола сбежал на дегустацию, и как собирался зарабатывать на Николае Баскове, который не справился с «Травиатой»…

Автор текста – Владимир Желтов