Если внимательно смотреть на карту Азии, то в самом ее центре можно заметить большое жёлтое пятно, окружённое коричневыми полосами гор. Это пустыня Такла-Макан, одно из самых суровых мест на планете. Горные хребты Куньлуня, Памира и Тянь-Шаня надёжно укрыли этот уголок от всего внешнего мира, превратив в одно из самых засушливых и диких мест на планете. Мертвые пески, полное отсутствие воды, сумасшедшие жара летом и холод - зимой, казалось бы, не самая лучшая обстановка для жизнедеятельности человека, но, тем не менее, люди жили в этих местах и даже создавали тут свои государства, о которых и пойдет здесь речь.
Впервые люди появились в тогда ещё полупустыне Такла-Макан примерно 5000 лет назад, а уже в XVIII веке до н. э в Таримской впадине, которую занимает пустыня Такла-Макан существовали государства тохаров и юэчжи, но это относится к тем временам, когда Такла-Макан была ещё полупустыней, когда там жить было тяжело, но терпимо. С развитием процессов опустынивания люди ушли из Таримской впадины в более благодатные места, оставив ее полностью необитаемой и долгое время практический интерес к этой местности был разве что у купцов, двигавшихся по Великому шелковому пути, часть которого проходила как раз по пустыне Такла-Макан, но в IX веке н. э положение изменилось.
В 840 году войско Уйгурского каганата потерпело сокрушительное поражение от енисейских кыргызов у стен своей столицы Орду-Булака. Спасаясь от преследования, уйгуры бежали на свою историческую родину, в пустыню Такла-Макан. Со стороны этот поступок казался безумием: бежать от возможной смерти в степи к верной смерти в пустыне, но уйгуры знали, что делают. Дело в том, что, хотя Такла-Макан и кажется абсолютно безводной, в местах, где близко к поверхности расположены грунтовые воды и там, где протекают реки (самая крупная - Тарим), существуют оазисы, способные обеспечить нормальную жизнь большого количества людей. Источник внешнего дохода тоже был известен: пошлины с Великого шелкового пути, кроме того, в песках Такла-Макана располагаются крупные месторождения нефрита и жадеита, высоко ценившихся в Китае.
Хотя пустыня Такла-Макан и ее окрестности принадлежали уйгурам чуть ли не с момента основания их государства, к 844 году они были для них потеряны, будучи захвачены тибетцами. Война уйгур с тибетцами продолжалась 17 лет и в результате тибетские войска были вынуждены уйти обратно в свои горы, предварительно добившись гарантий безопасности для буддистов, остававшихся в Такла-Макане и Турфане (впоследствии между уйгурским манихейством и тибетским буддизмом начался процесс слияния, завершившийся в Х веке полным поглощением манихейства буддизмом). На отвоеваных землях уйгуры основали свое государство, вошедшее в историю под именем Уйгурского идыкутства.
Государство, основанное в пустыне, оказалось на удивление жизнеспособным. В это трудно поверить, но основу экономики Уйгурского идыкутства составляло земледелие, а основной культурой являлся хлопчатник, распространившийся отсюда по всей Средней Азии. Кроме того, расчет на Великий шелковый путь тоже оправдался полностью: Уйгурское идыкутство стало крупнейшим транзитным пунктом в истории, его города, важнейшими из которых являлись столица Башбалык, а также Турфан, Кучар, Карашар, Качал, Кочо, превратились в огромные рынки, на которых шел активный процесс обмена достижениями материальной и духовной культуры народов Евразии. Аккумулируя достижения других народов, уйгуры Такла-Макана смогли создать и свою оригинальную культуру, лучшие достижения культуры которой вошли в сокровищницу достижений всего человечества и среди далеко не последнее место занимает Пещера Тысячи Будд, в настоящее время включенная в список всемирного наследия ЮНЕСКО (к слову, своим широким распространением в Китае и Монголии буддизм тоже обязан такла-маканским уйгурам).
Во внешней политике Уйгурское идыкутство придерживалось строгого нейтралитета, полностью отказавшись от всех имперских амбиций, тем не менее, воевать уйгурам пришлось против вторгавшихся на их территорию войск Караханидского княжества и тангутского государства Си-Ся, но все их попытки обратить "неверных" буддистов в "истинную веру" - ислам, окончились провалом, а в 1207 году сюда вторгся Чингисхан, но идыкут уйгур Баурчут Арт Дикын упредил его, добровольно признав свою зависимость от монгол, чем спас свой народ от уничтожения, а монгол - от затяжной войны в пустыне, кроме того, монголы именно от уйгур переняли и государственное устройство, и первую систему письменности.
В 1346 году в связи с распадом Монгольской империи Уйгурское эдикутство обрело полную независимость, но просуществовало в таком качестве недолго, ведь к тому времени на землях Восточного Туркестана появилось государство Могулистан, населенное уйгурами-мусульманами. После жестокой войны в 1368 году Уйгурское эдикутство было стёрто с лица земли, но его наследие не пропало, став основой культуры уйгурского народа, а потомки уйгур Такла-Макана, более известные под именем "жёлтых уйгур", благополучно проживают в Восточном Туркестане и сегодня.