Найти в Дзене
Исторический музей

Вскрыть 12 стульев, или что такое «гамбсова мебель»?

Оглавление

Как кресла прошли проверку временем: от Пушкина до Ильфа и Петрова.

В легендарном романе Ильфа и Петрова украшения, которые наделали столько шуток, были спрятаны, как все прекрасно знают, в стулья. Но мало кто задумывался над тем, что это были за стулья.

В фонде дерева и мебели Исторического музея хранится прекрасная коллекция мебели из мастерской Генриха Гамбса, где был создан легендарный гарнитур мадам Петуховой.

Что такое «гамбсова мебель»?

Этот термин объединяет мебель, выпущенную непосредственно мастерской Генриха Гамбса, так и подражающую ей. Важно: подражатели должны были сочетать исключительную выразительность и высокое качество исполнения - только такая достойна носить название «гамбсовой».

Кресла мастерской Генриха Гамбса.
Кресла мастерской Генриха Гамбса.

«Гамбсова мебель» имеет достаточно длительную историю.

Немец Генрих Даниэль Гамбс был учеником знаменитого мебельного мастера Давида Рёнтгена – придворного поставщика французского короля, а с конца XVIII века и поставщика мебели для императрицы Екатерины II. Его преемником на этом поприще впоследствии стал Гамбс. В 1795 году Генрих Гамбс открыл мебельную мастерскую в Петербурге. В разное время фирма изготовляла предметы меблировки для интерьеров Михайловского замка, Императорского Эрмитажа, Павловского дворца.

В чём особенность и необыкновенная притягательность мебели Гамбса?

Ответ прост: Гамбс точно знал, что нам надо.

Качество материала

Гамбс использовал дорогие сорта древесины не только для внешней отделки, но и для внутренней. Пути украшения мебельных изделий были весьма изобретательными – художественная бронза, фарфор, стекло и даже лаковые табакерки. Все эти изысканные технические и художественные приемы придавали неповторимый облик предмету, который нёс на себе отпечаток индивидуальности не только автора, но и владельца.

Знаменитые гамбсовы кресла неоднократно фигурировали в русской литературе XIX века. Например, в неоконченной повести А.С. Пушкина «Мы проводили вечер на даче» перед нами предстаёт «Сорохтин, дремавший в гамбсовых креслах»; в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» П.П. Кирсанов «сидел далеко за полночь в своём кабинете, на широком гамбсовом кресле, перед камином, в котором слабо тлел каменный уголь».
И в одном, и в другом произведении образ некоего гамбсова кресла присутствует как презентация домашнего уюта, покоя и стабильности.

Эргономичность

Все предметы мебели производства Генриха Гамбса отличались удобством. То, над чем в XX столетии всерьёз стали задумываться конструкторы мебели, Гамбс постиг и реализовал в предыдущем столетии с учётом доступных на тот момент средств, соединив с высокой эстетикой художественного облика.

Нарицательное название «гамбсова мебель» отражало высокий уровень репутации фирмы и являлось брендом: помимо товарного знака понятие имело и психологическую оценку современников, то есть наряду с предметом приобреталось ещё и ощущение высшей формы эстетического исполнения, комфорта, моды и престижа.

Эти особенности упоминает Н.В. Гоголь в романе «Мёртвые души», говоря о причинах нечестного наживания денег:
«Ведь всякий из нас чем-нибудь попользуется: тот казенным лесом, тот экономическими суммами, тот крадёт у детей своих ради какой-нибудь приезжей актрисы, тот у крестьян ради мебелей Гамбса или кареты. Что ж делать, если завелось так много всяких заманок на свете?»

Сохранение личной тайны

Бюро, созданные на фирме Генриха Гамбса, могли трансформироваться по размеру и содержали огромное количество полок и ящичков для хранения документов. Среди бумаг обязательно находилась пара наиболее ценных. Для них были предусмотрены ячейки, о существовании которых или о том, как они открываются, знали только хозяин бюро и производитель. В данном случае бюро превращалось в сейф и надёжно оберегало все ваши секреты.

Стоимость гамбсовой мебели определила и сферу её распространения. В первой трети XIX века она бытовала в аристократической среде, украшая интерьеры особняков и дворцов. Но уже со второй трети столетия она встречается повсеместно. Так что можно считать вполне реальной ситуацию в уездном городе Старгороде, описанную в романе «Двенадцать стульев», где в одном из домов находился гарнитур гостиной мебели:

«Диван, дюжина стульев и круглый столик о шести ножках. Мебель была превосходная, гамбсовская…».

В фильме «Двенадцать стульев» показан стул гостиного образца изысканной рокальной формы. По времени происхождения он относится к обстановке середины XIX века. Похожий стул есть и в Историческом музее. Его мягкая спинка заключена в почти гладкую раму округлых очертаний, украшенную уплощёнными завитками. Чтобы с лёгкостью перемещать предмет, его ножки завершаются небольшими колёсиками.

Так гамбсов стул стал главным героем одного из самых известных произведений советского периода.