Интервью порталу Team Russia дала Екатерина Катникова, которая произвела сенсацию на чемпионате мира по санному спорту, состоявшемся на прошлой неделе в Сочи. Ни разу прежде не поднимавшаяся на подиум этапов Кубка мира, она выиграла золото и в спринте, и в классической гонке.
Мы связались по телефону со спортсменкой, которая готовится в немецком Винтерберге к предпоследнему этапу Кубка мира. Он пройдет там в ближайшие выходные дни.
— После чемпионата мира была возможность хоть немного отдохнуть?
— Совсем нет. Рано утром вылетели из Сочи в Германию чартером, минуя, таким образом, Москву.
— Наверняка, стартуя на мировом первенстве, вы ставили перед собой цель. В чем она состояла? Занять место в первой пятерке? Или, может быть, в тройке?
— На родной трассе в Сочи стремилась проехать красиво и ровно. Это должно было принести высокое место. В душе я настраивалась на борьбу за первую тройку.
— Вы говорили журналистам, что в этом сезоне совершили прорыв. Статистика подтверждает безусловный прогресс. Год назад вы были в общем зачете Кубка мира 16-й, попав лишь один раз в шестерку на этапе в Кенигсзее. В этом сезоне идете на 5-й позиции. В Альтенберге были 4-й, в основном же занимали на этапах места с 5-го по 7-е. Выходит, на чемпионате мира вы поднялись на следующий качественный уровень?
— Соглашусь. Настоящий прорыв произошел в Сочи.
— Чем же его объяснить? Домашней трассой?
— Сошлось сразу много факторов: трасса, инвентарь, готовность, желание, настрой, поддержка публики. И я не подвела. Из этого всего и сложились две золотые медали.
— Вы упомянули инвентарь. В этом сезоне у вас новые сани?
— Да. У нас технический вид спорта, и от того, насколько они хороши, очень многое зависит. Важна аэродинамика, как в Формуле 1. Полозья должны быть скользкими, и все должно блестеть.
— Кто занимается вашими санями?
— Эдуард Вячеславович Бурмистров. В сборной именно он отвечает за меня. А мой личный тренер — Евгений Юрьевич Язев.
СИДЕЛА НАПРОТИВ ТЕЛЕВИЗОРА И НЕ ПОДНИМАЛА ГЛАЗ
— После победы в спринте вам было легче выступать в классической гонке?
— Да. Титул чемпиона, который был очень желанен и в то же время казался недосягаемым, с одной стороны, вдохновил, с другой, придал спокойствия. Ведь титул уже есть. Победа в спринте помогла найти правильный настрой.
— Во втором заезде классической гонки вы, как лидер, стартовали последней. Знали время немки Юлии Таубитц, которая во второй попытке обогнала Викторию Демченко?
— Нет. В раздевалке мое место было точно напротив телевизора. Но я ничего не видела и не слышала. Сидела в наушниках и не поднимала глаз на экран.
Обычно спортсменки либо следят за соревнованиями по телевизору, либо слушают громкую связь, по которой объявляют, кто едет, а кому надо готовиться. Я же просто знала время, когда мне выходить на старт, и смотрела на часы.
Информация о результатах соперниц мне была абсолютно ни к чему. Понимала, что нужно просто проехать ровно. У меня же был большой отрыв. Не сотка и не тысячная (преимущество перед Таубитц после первой попытки составляло 0,136 секунды, а перед Демченко – 0,073 – Прим. Team Russia).
СМУЩАЮСЬ, КОГДА СЛЫШУ: «ПРОПУСТИТЕ ДВУКРАТНУЮ ЧЕМПИОНКУ МИРА»
— Эстафета оставила чувство досады?
— Не досады, а вины на всю жизнь! Потому что допустила непростительную ошибку. Тем более, для двукратной чемпионки мира. Я ведь в командной гонке отвечала не за свой результат. За мной были еще три человека, и медаль была нужна и им, и стране.
То была не ошибка на трассе, которую могли бы исправить стартовавшие за мной мужчина и двойка. Я не ударила по тачпаду, ворота после меня не открылись, и это всё – автоматическая дисквалификация. На чемпионате мира сначала были две радости выше неба, потом эта нелепая оплошность.
— Как случилось, что вы промахнулись?
— На большой скорости нужно рассчитать так, чтобы для удара по тачпалу резко привстать в самый последний момент. Не раньше времени, потому что лежа, понятно, едешь быстрее, чем сидя. Я же встала чуть-чуть поздно. Буквально на долю секунды. Моя рука оказалась не там, где надо, и это, так или иначе, моя ошибка.
— Как восприняли ее в сборной?
— Очень по-доброму. И девушки, и ребята, и тренеры говорили и писали, что такое может случиться с каждым, что я не должна терзать себя.
Теперь при встрече слышу: «Пропустите двукратную чемпионку мира! Садитесь, пожалуйста, а мы постоим». Понимаю, что шутят, но меня это смущает.
НАСТАЛО ВРЕМЯ ПОПАДАТЬ В ТРОЙКИ НА ЭТАПАХ КУБКА МИРА
— Вы родились в городе Чусовой Пермского края, как и другие известные саночники: трехкратный серебряный призер Олимпийских игр Альберт Демченко, его дочь Виктория, серебряный призер Олимпиады в Сочи и чемпионка мира прошлого года в эстафете Татьяна Иванова, которая, впрочем, поначалу занималась горными лыжами. А вы сразу пошли в санный спорт?
— В Чусовом есть спортивная школа «Огонек» с секциями по нескольким зимним видам спорта. Когда мне было 13 лет, шел набор во фристайл. «Попробую-ка и я», — решила. Но с фристайлом что-то не срослось. Теперь уж и не помню, почему. Через две недели перестала посещать секцию. А еще через неделю или две в школу пришел мой тренер, который набирал ребят в секцию саночников. Я пошла в нее – и осталась. Понравилось: интересный вид спорта.
— У вас были в жизни спортсмены, на которых вы равнялись?
— Нет. Живу по принципу «Не создавай себе кумира».
— Живете по-прежнему в Чусовом?
— Официально – да. Наезжаю туда к маме. А пожить довелось в разных местах, чему очень рада. Иногда пользуюсь добротой и приветливостью друзей. Если нужно в Москве побыть, то есть, у кого остановиться. И мне будут рады.
— Уже после чемпионата мира наткнулся в интернете на сообщение, что в Чусовом до конца года завершат проектирование современной санно-бобслейной трассы. А построить ее должны к 2023 году.
— Трассу обещают давно. У моего тренера висит на стене некий проект. Посмотрим… Пусть сначала построят.
— Но вы же на какой-то трассе тренировались?
— В Чусовом есть натуральная трасса, которую лепят вручную. Лед на ней небыстрый. Там детей обучают управлять санями, проводят юношеские соревнования.
— С землячками Ивановой и Демченко пересекались?
— Только на трассах. Иванова старше на три года и в сборную попала намного раньше меня. С Викой делим комнату на всех сборах. Но за пределами спорта у каждого своя жизнь.
— У вас есть хобби? Чем занимаетесь в свободное время?
— Мне от родителей передалось умение рисовать, но я его не развивала. Хотя, если нужно, могу что-нибудь изобразить.
В последнее время стремлюсь расширять познания о мире. Мне интересна информация по биологии и медицине, о зарождении Земли и космосе. Черпаю ее из разных источников – книг, фильмов, интернета. Но это не значит, что я, как «ботаник», сижу и занимаюсь часами.
— С иностранными спортсменами общаетесь?
— Близко — нет. Чтобы дружить, нужно очень хорошо знать язык. Проявляем уважение друг к другу. Спрашиваем, как дела, желаем удачи. В основном я все-таки закрытая, хожу с серьезным лицом.
— Каковы ваши ближайшие планы? Выступить на двух оставшихся этапах Кубка мира в Германии, а потом отдыхать?
— Дней пять отдохну от спорта, но пока не решила, где и как. А на этапах Кубка мира постараюсь улучшить свое итоговое положение. Теперь от меня будут ждать более высоких результатов. Настало время попадать на этапах в тройку. Это даже необходимо.
— Об Олимпийских играх 2022 года задумываетесь?
— Если витать в облаках и заглядывать так далеко, то можно пропустить то, что происходит сейчас.