Найти тему

Всегда ли прав священник?

Многие верующие люди, имея вопросы о вере и церковной жизни, обращают их к священникам. Почему?

Да, действительно, учить народ вере и благочестию - одна из важных обязанностей любого священника. Проблема состоит в том, что священники тоже люди, посему как в любой другой области знаний и сфере жизни, они не всегда способны правильно отвечать на вопросы людей. Причины самые банальные - от недостатка образования до нежелания прослыть неучем. Редко встретишь священника, который бы отвечая на какой-нибудь спорный вопрос из церковной практики заявил бы - "Я не могу ответить на этот вопрос. Мне нужно бы его получше изучить или посоветоваться со старшими и более опытными". Такого к сожалению не услышишь... Причина проста - священники тоже люди. И народ сам провоцирует в священниках ощущение своего превосходства. Многие люди всерьез думают, что факт наличия у священника священного сана, сам по себе наделяет его дарами безошибочности суждений и дает разум и знание по любым вопросам. Многие неопытные пастыри невольно поддаются на такую провокацию и становятся заложниками такого образа мысли паствы навсегда. Однако, чтобы правильно отвечать на вопросы людей о вере и Церкви, священник должен не только иметь хорошие навыки формулирования мыслей и последовательности суждений, он еще должен обладать суммой знаний во всех областях церковной науки от богословия до истории.

Примером является полюбившиеся многим ответы священников на вопросы в программах православных телеканалов Спас и Союз. Основной критерий этих ответов в большинстве случаев сводится к сухому формулированию категоричных выводов, в редких случаях со ссылкой на абстрактное "Священное Предание" и "опыт Церкви". При том о каком именно Предании и каком и чьем именно опыте идет речь, как правило не уточняется. Подобное положение дел формирует у околоцерковных людей, людей тянущихся к вере и попросту пытливых умов впечатление, что Церковь - система диктатуры, где ответами на любой вопрос служат фразы по типу "так потому что так" или "невозможно потому что невозможно" или "благословение такое"....

Однако в реальности, вся система внешнего проявления христианского образа жизни пронизана глубоким не только сакральным, но и духовно-практическим смыслом, имеет внятное происхождение и установление и прозрачную историю формирования. Это означает что любой вопрос, обращенный к Церкви требует понятного обоснования в контексте конкретных позиций христианского вероучения, проверяемых ссылок на Священное Писание, авторитетные Канонические и исторические источники. В противном случае мы сталкиваемся с картиной, когда многие священники по отдельным, порой действительно спорным, вопросам веры и церковной жизни, имеют свое личное мнение. Это мнение может быть уважаемым, имеющим под собой опыт. Но притом некоторые пастыри выдают это свое личное мнение за истину в последней инстанции и так же учат своих прихожан. Такая ситуация губительна для церковной жизни. Годами формируемые неверные представления о тех или иных предметах Православия мешают верующим правильно строить свою духовную жизнь.

Совет людям такой. Если вы имеете вопрос о вере и церковной жизни и спрашиваете об этом священника, то при получении ответа не стесняйтесь уточнить откуда он, этот ответ. Если это личное мнение священника - поищите ответ в другом месте. Если священник утверждает что его ответ соответствует церковному вероучению, Священному Писанию или Каноническим правилам, то также не поленитесь уточнить о каких именно аксиомах, текстах, ссылках и документах идет речь. Ну и не стесняйтесь искать ответы сами! Первоисточники по любому вопросу нынче есть в свободном доступе....