Найти тему
Navygaming Channel

Из архива Navygaming: Авианосное соединение «TF-58» - быстрота, скорость, мощь

В военно-морской истории часто бывали случаи, когда появление какого-либо типа корабля или в корне меняло тактику морского боя, или способствовало выработке совершенно новых приемов боя. На наш взгляд, этот принцип вполне уместен для случая, когда в годы Втрой мировой ВМФ США стали пополняться авианосцами типа "Эссекс". Бесспорно, данный тип корабля обладали достаточно высокими тактико-техническими и боевыми характеристиками, но главное достоинство авианосцев типа «Эссекс» заключалось не в том, что они имели высокую скорость хода, мощную авиагруппу или совершенную конструкцию корпуса, а в том, что они были созданы в нужное время и в нужном количестве!

Полетная палуба авианосца «Эссекс» (CV-9), март 1943 года
Полетная палуба авианосца «Эссекс» (CV-9), март 1943 года
Справка: Если первый авианосец был построен за 20 месяцев (на 15 месяцев раньше срока!), а второй авианосец CV-10 – за 16,5 месяцев, то на постройку CV-13 «Франклин» - ушло всего 14 месяцев! И не удивительно, что за короткий период к лету 1943 года ВМС США получили 9 новых быстроходных авианосцев, в том числе 4 – типа «Эссекс».

Новые корабли потребовали и новой тактики применения, и она была создана. Отработав тактику применения небольших групп по 1-2 авианосца с кораблями прикрытия, американское командование решило создать более крупные оперативные соединения авианосцев под одним командованием. Одним из первых было создано «Оперативное Соединение 50» - «Task Force 50» (TF.50), в состав которого входило 4 оперативные группы (TF.50.1, TF.50.2, TF.50,3, TF.50.4), объединившие 6 эскадренных и 5 легких авианосцев, 6 быстроходных линкоров, 6 крейсеров и 21 эсминец. Не каждый флот мира имел в то время столько и таких кораблей! Осенью и зимой 1943 года это соединение нанесло много мощных ударов по японскому флоту и его базам на островах Гилберта и Маршалловых островах, Соломоновых островах и Рабаулу, обеспечив успешные высадки американских войск на Макине, Тараве и других атоллах и островах. Однако и американский флот понёс потери, и хотя ни один крупный корабль этого соединения не был уничтожен, было решено провести некоторые изменения, как в составе, так и руководстве данного соединения. 6 января 1944 года быстроходное авианосное соединение американского флота получило обозначение «Оперативное Соединение 58» - «Task Force 58» (TF.58), вошедшее в мировую историю как самое мощное авианосное соединение в мире! На момент своего формирования «Task Force 58» состояло из 12 авианосцев (6 эскадренных и 6 легких), 8 линкоров и 7 крейсеров и 35 эсминцев. Командование этой армадой принял контр-адмирал Марк Э.Митчер. Организационно данное соединение включало в себя четыре оперативные группы (ОГ).

Фотография авианосца «Банкер Хилл» (CV-17) (флагмана TF-58) в море с автографом адмирала А.А.Берка
Фотография авианосца «Банкер Хилл» (CV-17) (флагмана TF-58) в море с автографом адмирала А.А.Берка

Оперативные группы:

TF.58.1 (флаг контр-адмирала Джона В.Ривза) – эскадренные АВ «Энтерпрайз» (CV-6), «Йорктаун» (CV-10), легкий АВ «Белло Вуд» (CVL-24), 3 линкора, крейсер ПВО, 9 эсминцев;
TF.58.2 (флаг контр-адмирала Альфреда Монтгомери) – эскадренные АВ «Эссекс» (CV-9), «Интрепид» (CV-11), легкий АВ «Кэбот» (CVL-28), 3 линкора, крейсер ПВО, 9 эсминцев;
TF.58.3 (флаг контр-адмирала Фредерика К.Шермана) – эскадренный АВ «Банкер Хилл» (CV-17), легкие АВ «Монтерей» (CVL-26), «Каупенс» (CVL-25), 2 линкора, тяжелый крейсер, 9 эсминцев;
TF.58.4 (флаг контр-адмирала С.П.Гинджера) – эскадренный АВ «Саратога» (CV-3), легкие АВ «Принстон» (CVL-23), «Лэнгли» (CVL-27), 2 тяжелых крейсера, 2 крейсера ПВО, 8 эсминцев.

Общее количество самолетов на этих авианосцах составляло почти 700 машин, и первые удары по японским позициям показали эффективность такой концентрации сил.

Боевое крещение «новое» соединение получило во время высадки американских войск на Маршалловых островах в конце января 1944 года. Контр-адмирал Митчер, получив определенную самостоятельность для обеспечения высадки десантов, действуя активно и решительно, не стал дожидаться ударов японской авиации и сам атаковал аэродромы, укрепления и базы противника. За два дня предшествующих высадке десанта TF.58 добилось полного господства в воздухе, уничтожив на аэродромах Рон, Тароа и Вотье 150 самолетов противника. И в результате – при высадке десантов на Кваджелейне и Намюре ни один американский корабль не был даже атакован японскими самолетами. Следующим захваченным атоллом стал Эниветок, который атаковали сначала авианосцы Ф.Шермана, а потом продолжили утюжить самолеты TF.58.4 .

Оставив оперативную группу контр-адмирала Гинджера для поддержки десанта на атолле Эниветок, следующий удар Митчер нанес по атоллу Труку – «Тихоокеанскому Гибралтару», на Каролинских островах, который с середины 1942 года служил базой Японского Объединенного флота. В данном случае был использован принцип выделения достаточных средств в зависимости от задач, TF.58 даже без одной оперативной группы представляли внушительную силу.

Командир Оперативного соединения TF.58 Марк А. Митчер (справа) и начальник штаба коммодор А.А.Берк во время совещания на флагмане «Банкер Хилл» (CV-17)  (май 1945 года)
Командир Оперативного соединения TF.58 Марк А. Митчер (справа) и начальник штаба коммодор А.А.Берк во время совещания на флагмане «Банкер Хилл» (CV-17) (май 1945 года)

Удар «Оперативного соединения 58» даже в таком сокращенном составе («всего» 9 авианосцев) по Труку получился более массированным, чем удар Нагумо по Перл-Харбору в 1941 году. За два дня боев палубная авиация американцев уничтожила в воздухе и на земле 311 вражеских самолетов и еще 70 повредила; потопили 12 боевых кораблей и 34 транспорта (общим тоннажем около 200 000 брт). После этих ударов как ВМБ Трук практически перестал существовать.

После удара по Труку и пополнения запасов адмирал М.Э.Митчер силами двух ОГ (TF.58.2 и TF.58.3) нанес удар по Марианским островам – были совершены налеты на аэродромы и укрепления Тиниан, Рота, Гуама, Сайпана. На земле и в воздухе было уничтожено почти 200 японских самолетов - это подорвало ударную мощь японского авианосного соединения. Можно без преувеличения сказать, что для японцев был уничтожен последний шанс если не сравняться, то хотя бы примерно соответствовать противостоящей им воздушной мощи ВМС США.

Авианосец «Йорктаун» (CV-10) из состава TF.58.1 во время операции у Марианских островов, июнь 1944 года
Авианосец «Йорктаун» (CV-10) из состава TF.58.1 во время операции у Марианских островов, июнь 1944 года

Только представьте за первый месяц своего существования в данном составе «Task Force 58» пересекли Тихий океан, приблизившись к Японии на 1500 миль, завоевали полное господство в воздухе на данном театре военных действий, нанесли тяжелые потери вражескому торговому флоту, уничтожили больше десятка боевых кораблей. И за время всех этих операций ни один из кораблей соединения не был потоплен, а серьезные повреждения получил только авианосец «Интрепид».

Следующей операцией соединения стали серия атак японских аэродромов на Каролинских островах, для обеспечения высадки десантов на Новой Гвинее. 22 марта соединение Митчера в составе 11 АВ (включая новый «Хорнет» (CV-12) и отремонтированный «Лексингтон» (CV-16)) двинулось к Палау, где базировалась часть сил Объединенного Императорского флота после Трука. За три дня операции американская палубная авиация разрушила все аэродромы, уничтожила всю японскую авиацию и надводные корабли по всему архипелагу Палау, практически без противодействия японского флота. В воздухе и на земле были уничтожены 157 японских самолетов, потоплены около 40 боевых кораблей и торговых судов. Американские потери составили 25 самолетов!

Авианосец "Хорнет", один из "эссексов" TF58
Авианосец "Хорнет", один из "эссексов" TF58

После Палау 12 авианосцев трех ОГ (TF.58.1, TF.58.2, TF.58.3) «Task Force 58» обеспечили высадку десанта на Новую Гвинею, а также нанесли удар по Труку, где уничтожили 93 японских самолета, из них 59 – в воздухе!

К этому моменту основу ОГ TF.58.1 составляли эскадренный АВ «Хорнет» (CV-12), легкие АВ «Белло Вуд» (CVL-24), «Каупенс» (CVL-25), «Батаан» (CVL-290); ОГ TF.58.2 – эскадренные АВ «Банкер Хилл» (CV-17), «Йорктаун» (CV-10), легкие АВ «Кэбот» (CVL-28) и «Монтерей» (CVL-26); ОГ TF.58.3 – эскадренные АВ «Энтерпрайз» (CV-6), «Лексингтон» (CV-16), легкие АВ «Лэнгли» (CVL-27), «Принстон» (CVL-23). Как мы видим ОГ не имели постоянного состава, и формировались исходя их задач и наличия средств.

Следующим триумфом Оперативного соединения 58 стало сражение в Филиппинском море (операция «Фрейджер», битва при Марианских островах) 18-20 июня 1944 года. Данное сражение требует отдельного рассказа, поэтому отметим только готовность к нему «Task Force 58».

К маю 1944 года в составе соединения уже числилось 7 эскадренных (6 типа «Эссекс» и «Энтерпрайз») и 8 легких АВ типа «Индепенденс», которые несли почти 900 самолетов, 7 новых быстроходных ЛК, 21 КР и 69 ЭМ! Только это одно американское соединение превосходило японский Первый мобильный флот в 1,5 раза по количеству кораблей и в 2 раза по количеству самолетов. Кроме такой концентрации сил, во время подготовки к сражению в Филиппинском море американцы не только собрали все четыре Оперативные группы вместе, но и опробовали еще одну "новинку". Все быстроходные линкоры TF.58 были выведены из состава ОГ и вместе с силами усиления образовали пятую Оперативную группу TF.58.7 (линейные силы) под командованием вице-адмирала Уиллиса Ли.

Легкие авианосцы типа "Индепенденс" вместе с типом "Эссекс" составляли основу "авианосного парка" TF58
Легкие авианосцы типа "Индепенденс" вместе с типом "Эссекс" составляли основу "авианосного парка" TF58

18 июня 1944 года, накануне битвы у Марианн «Оперативное соединение 58» вице – адмирала Митчера имело следующий состав:

Оперативная группа TF.58.1 (контр-адмирал Дж.Дж.Кларк): эскадренные АВ «Хорнет» (CV-12), «Йорктаун» (CV-10), легкие АВ «Белло Вуд» (CVL-24), «Батаан» (CVL-290), 3 тяжелых КР, 2 крейсера ПВО, 14 ЭМ;
Оперативная группа TF.58.2 (контр-адмирал Монтгомери) – эскадренные АВ «Банкер Хилл» (CV-17), «Уосп» (CV-18), легкие АВ «Кэбот» (CVL-28), «Монтерей» (CVL-26), 3 легких КР, 12 ЭМ;
Оперативная группа TF.58.3 (контр-адмирал Дж.Ривз) – эскадренные АВ «Энтерпрайз» (CV-6), «Лексингтон» (CV-16), легкие АВ «Сан-Джасинто» (CVL-30), «Принстон» (CVL-23), тяжелый и 3 легких КР, крейсер ПВО, 13 ЭМ;
Оперативная группа TF.58.4 (контр-адмирал Уильям Хэрилл) – эскадренные АВ «Эссекс» (CV-9), «Лэнгли» (CVL-27), «Каупенс» (CVL-25), 3 легких КР, крейсер ПВО, 14 ЭМ;
Оперативная группа TF.58.7 (вице-адмирал У.Ли) – 7 быстроходных линкоров, 4 тяжелых крейсера и 14 эсминцев.

Группа линкоров как раз и стала той самой «тактической новинкой», которая позволила поглощать вражеские воздушные атаки и прикрывать АВ от артиллерийского воздействия противника. Обратите внимание на метаморфозу – явная смена ролей: АВ от средства прикрытия линкоров от воздушных атак стал главной силой, имея в качестве своей защиты не что иное как строй современных линкоров с мощной броней и ПВО!

Авианосец «Банкер Хилл» (CV-17) - флагман «Оперативного соединения.58» под японскими бомбами в сражении в Филиппинском море, июнь 1944 года
Авианосец «Банкер Хилл» (CV-17) - флагман «Оперативного соединения.58» под японскими бомбами в сражении в Филиппинском море, июнь 1944 года

Как показали дальнейшие события, преимущества в количестве и качестве кораблей, подготовке экипажей палубной авиацией, тактике и искусстве боевого применения кораблей - все это принадлежало американцам, так надо ли удивляться, тому, что японский флот потерпел сокрушительное поражение. Японский флот начал эту битву, имея самое мощное авианосное соединение в своей истории, и последствия этого поражения были страшнее, чем после Мидуэя. Японский авианосный флот практически перестал существовать, хотя авианосцы и остались.

Вскоре после боя в Филиппинском море на какое-то время TF.58 перестало «существовать», но это не значит, что его расформировали или его боевые корабли были уничтожены. Все оказалось проще: командующего 5-м флотом Раймонда Спрюенса сменил адмирал Вильям Хэлси, и по традиции (довольно странной) 5-й флот переименовали в 3-й, а его костяк – «Оперативное соединение 58» TF.58 – в TF.38.

Повреждения авианосца «Франклин» (CV-13), полученные 30 октября 1944 года
Повреждения авианосца «Франклин» (CV-13), полученные 30 октября 1944 года

В октябре 1944 года соединение Митчера, в составе все тех же четырех ОГ, уже имело 8 эскадренных (тяжелых) и 8 легких АВ , 6 ЛК, 15 КР и 5 ЭМ, и могло поднять в воздух более 1000 самолетов одновременно! И именно восемь «Эссексов» составляли основу наступательной мощи соединения: из имеющихся ранее «Банкер Хилл» был заменен «Интрепидом», кроме того прибыли новые «Хэнкок» (CV-19), «Франклин» (CV-13).

В последующих боях в заливе Лейте, в море Сибуян, у мыса Энганьо и у острова Самар «Task Force 38» многократно подтвердила свою мощь и исключительность на поле боя. Авианосцы соединения приняли активное участие во всех этих сражениях, в результате которых японский флот окончательно потерял способность хоть как то противостоять американским силам. За этот период было потоплено 3 японских ЛК, в том числе суперлинкор «Мусаси», 4 японских АВ (в том числе «Дзуйкаку», ветеран Перл-Харбора), 6 тяжелых КР. Решающую роль в уничтожении большинства японских кораблей сыграла палубная авиация TF.38. В январе 1945 года место командующего флота снова занял адмирал Р.Спрюенс, и соединение быстроходных авианосцев вновь получило обозначение TF.58.

После боев за Филиппины японский флот практически не представлял угрозы для американского флота и весной 1945 года у TF.58 практически не уже было противника. К тому же соединение продолжало усиливаться, в этот период прибыло еще 5 новых АВ типа «Эссекс» («Тикондерога» (CV-14), «Бенингтон» (CV-20), «Рэндольф» (CV-15), «Бон Омм Ричард» (CV-31), «Шангри-Ла»(CV-38).

Оперативная группа TF.58.3 контр-адмирала Ф.С.Шермана вышла с базы Улити для удара по объектам на территории Японии. Фото с АВ «Банкер Хилл» (CV-17) - вид на эскортный АВ «Каупенс» (CVL-25) и эскадренный АВ «Эссекс» (CV-9) (справа) (10.02.1945 г.
Оперативная группа TF.58.3 контр-адмирала Ф.С.Шермана вышла с базы Улити для удара по объектам на территории Японии. Фото с АВ «Банкер Хилл» (CV-17) - вид на эскортный АВ «Каупенс» (CVL-25) и эскадренный АВ «Эссекс» (CV-9) (справа) (10.02.1945 г.

Как не странно, но на этот период пришлись наиболее тяжелые потери, которые понесли авианосцы Митчера. Парадокс, но уничтожение авианосных соединений Японии и их палубной авиации привело к переходу на использование камикадзе, как средству борьбы с американскими кораблями. И именно камикадзе стали основной угрозой для американского флота, и TF.58 в том числе, с которой они боролись до самого конца войны.

Первыми жертвами камикадзе стали АВ «Франклин», «Эссекс», «Интрепид» и «Хэнкок», попавшие под удары смертников в октябре-ноябре 1944 года, повреждения «Интрепида» оказались достаточно серьезными, что авианосец отправили в Перл-Харбор на ремонт. В январе 1945 года только что вошедший в состав соединения АВ «Тикондерога» около Формозы получил два попадания камикадзе, и также был отправлен на ремонт. В марте 1945 года японцы предприняли специальную операцию по нанесению удара по TF.58, 15 АВ которого стояли в базе на атолле Улити (Каролинские острова), но к счастью только один камикадзе нашел цель – АВ «Рэндольф» получил повреждения полетной палубы, но остался в строю.

Дозаправка авианосца «Йорктаун» (CV-10) с судна снабжения USS «Кимарроне» (АО-22), март 1945 года, Тихий океан
Дозаправка авианосца «Йорктаун» (CV-10) с судна снабжения USS «Кимарроне» (АО-22), март 1945 года, Тихий океан

Ответной операцией соединения стал удар по объектам на территории японских островов, проведенный как раз после удара камикадзе по Улити. Американские АВ нанесли удары по промышленным объектам на острове Кюсю, в ответ японцы подняли всю свою боеспособную авиацию. И уже 18 марта соединению Митчера пришлось отражать многочисленные удары базовой авиации и камикадзе, задача была выполнена, но дорогой ценой.

Потери и повреждения: на «Интрепид» рухнул вражеский бомбардировщик, взрыв которого привел к пожару и гибели и ранению 45 человек экипажа – авианосец остался в строю; бомба поразила «Йорктаун», взрыв унес жизни 31 моряка – авианосец остался в строю; в авианосец «Уосп» попала бомба и врезался камикадзе – потери экипажа составили 101 убитый и 269 раненых – авианосец остался в строю; АВ «Франклин» получил попадание двух бомб, вызвавшие пожары в ангаре. Пожары удалось ликвидировать только через сутки, экипаж потерял 724 человека убитыми и 265 ранеными! Корабль был отправлен в Перл-Харбор, а потом в Нью-Йорк на ремонт, но больше не восстанавливался!

Последними крупными операциями, в которых приняли участие авианосцы TF.58, были десанты на Иводзиму и Окинаву. И если у Иводзимы авианосцы Митчера не встретили серьезного противодействия, то у Окинавы они подверглись десяти массированным атакам камикадзе с участием 1465 самолетов.

Атаки камикадзе:
первым 7 апреля был поврежден АВ «Хэнкок», в него врезался камикадзе, вспыхнул пожар – на корабле погибло 43 и ранено 52 человека;
затем 11 апреля взрывом камикадзе возле борта был поврежден «Эссекс» - 33 человека из команды погибло, 37 было ранено;
вновь 16 апреля два камикадзе поразили «Интрепид» (этот авианосец получил попаданий камикадзе больше чем любой другой авианосец США), корабль охватил пожар – 97 человек экипажа было убито или ранено, корабль был срочно отправлен на ремонт;
в заключении - 11 мая два камикадзе таранили флагманский корабль адмирала Митчера – авианосец «Банкер Хилл», взрывы вызвали пожары на полетной палубе и в ангарах, сгорели почти все самолеты – авианосец удалось отстоять ценой жизни 391 человека и ранения 264 моряков. «Банкер Хилл» стал последним авианосцев типа «Эссекс», который был поврежден в ходе Второй Мировой войны.
Пожар на авианосце «Банкер Хилл» (CV-17) после попадания камикадзе, 11 мая 1945 года
Пожар на авианосце «Банкер Хилл» (CV-17) после попадания камикадзе, 11 мая 1945 года

К этому же периоду боевых действий, когда камикадзе наносили удары по «Оперативному соединению 58», относится и последний выход в море еще одного всемирно известного корабля – суперлинкора «Ямато». В составе Первого диверсионного соединения «Ямато» вместе с легким КР «Яхаги» и 8-ю ЭМ предприняли самоубийственную попытку нанести удар по американским войскам у Окинавы. Но чудо не случилось – потеряв всего 10 самолетов, авианосцы Митчера уничтожили и суперлинкор, и его эскорт, даже не дав приблизиться к зонам высадки. Выход «Ямато» - был последним выходом японского флота в море, все оставшиеся корабли Императорского флота были уничтожены в своих базах.

Конец войны для авианосцев типа «Эссекс», составляющих основу TF.58 (а с конца мая 1945 года – снова TF.38), был более «спокойным». Соединение приступило к массированным бомбардировкам Японских островов, нанося удары по Токио, Куре, базам на Хоккайдо. Под бомбами палубной авиации погибли находившиеся в базах линкоры, авианосцы и крейсера японского Императорского флота, уже не имевшие ни топлива, ни экипажей. Война близилась к завершению.

Бомбардировщики TBM «Avenger» и SB2C «Helldiver» авиагруппы «Эссекса» (CV-9) сбрасывают бомбы на Хакодате, Япония (июль 1945 г.)
Бомбардировщики TBM «Avenger» и SB2C «Helldiver» авиагруппы «Эссекса» (CV-9) сбрасывают бомбы на Хакодате, Япония (июль 1945 г.)

Таким образом, пример создания и использования «Task Force. 58» («Task Force. 38») убедительно доказал, что теперь море принадлежит новому классу кораблей – Авианосцу! И вся последующая история использования и кораблей типа «Эссекс», и их последователей до сих пор подтверждала данный вывод. А как будет позднее - мы еще посмотрим.....

Более подробно с историей создания и боевом пути авианосцев типа "Эссекс" вы можете познакомиться в нашем журнале Navygaming, № 6(9)/2014, http://www.navygaming.net/magazine