Найти в Дзене
Дневник киноведа

Пять главных "долгостроев" отечественного кино

Как правило, производственный период полнометражного фильма занимает от нескольких месяцев до года, однако по разным причинам – начиная от нехватки финансирования и заканчивая скрупулезностью режиссера – он может растянуться на многие годы и даже десятилетия. Сегодня мы расскажем о пяти отечественных фильмах, сумевших побить все рекорды длительности производства и вошедших в историю как самые впечатляющие “долгострои”.

1. “Трудно быть богом” (2013 г., реж. А. Герман-старший)

Кадр из к/ф "Трудно быть богом"
Кадр из к/ф "Трудно быть богом"

Режиссер Алексей Герман-старший всегда славился неторопливой манерой работы над фильмами, и его последняя лента “Трудно быть богом” вошла в историю не только как крупное жанровое произведение, но и как один из самых известных отечественных “долгостроев”. Идея экранизировать знаменитую повесть братьев Стругацких родилась у Германа еще в 1968 году, и поначалу работа над картиной продвигалась успешно – вместе с Борисом Стругацким режиссер написал сценарий и получил разрешение на съемки, однако буквально на следующий день после утверждения сценария в Чехословакии началось подавление Пражской весны, и по политическим причинам проект был закрыт. О замысле Германа вспомнили лишь в годы перестройки, однако тогда “наверху” было принято решение пригласить в качестве постановщика немецкого режиссера Петера Фляйшмана, и к вышедшему в 1989 году фильму “Трудно быть богом” Герман не имел никакого отношения. Наконец, в конце 1990-х, закончив работу над лентой “Хрусталев, машину!” (которая продолжалась около восьми лет), режиссер вернулся к своей задумке в третий раз, пообещав зрителям, что закончит фильм “года за два”. Впрочем, судьба распорядилась иначе – производство картины “Трудно быть богом” продолжалось 14 лет. Причиной такого длительного срока во многом стала невероятная скрупулезность Германа – прежде чем снять один кадр, он мог провести несколько десятков репетиций с использованием всех костюмов, реквизита, пиротехники и массовки. В последние годы жизни Герман долго и тщательно шлифовал звуковой ряд ленты, однако на экраны она вышла уже после смерти режиссера – фильм заканчивал его сын Алексей Герман-младший. Такая вот эпохальная картина.

2. “Агония” (1975 – 1985 гг., реж. Э. Климов)

Кадр из к/ф "Агония"
Кадр из к/ф "Агония"

Еще одним “долгостроем” отечественного кино стал знаменитый фильм Элема Климова “Агония” о жизни Григория Распутина. Первоначально лента должна была выйти в 1967 году, к 50-летию революции, а ее режиссером значился знаменитый театральный режиссер Анатолий Эфрос, выбравший в качестве литературной основы пьесу Алексея Толстого “Заговор императрицы”. Однако, когда часть эпизодов уже была отснята, картину передали Элему Климову, который решил полностью отказаться от пьесы Толстого и попросил драматургов Семена Лунгина и Илью Нусинова написать новый сценарий. На раннем этапе у фильма было сразу несколько рабочих названий – “Святой старец Гришка Распутин”, “Мессия” и “Антихрист”, а сюжет представлял собой фарс, в котором образ Распутина трактовался в фольклорном ключе, но такой вариант сценария был отвергнут Госкино, и картина была закрыта. В очередной раз Климов смог вернуться к своему замыслу лишь в 1973 году, с приходом нового начальника Госкино Филиппа Ермаша, и, наконец, приступил к съемкам, однако после их завершения фильм не был допущен до проката и в 1978 году был возвращен режиссеру на доработку. После очередной редактуры лента была показана за рубежом, где получила сразу несколько наград, однако на родине премьера фильма по-прежнему откладывалась по идеологическим соображениям – он появился на советских экранах лишь в 1985 году, на 18 лет позже запланированного срока.

3. “Тихий Дон” (1992 – 2006 гг., реж. С. Бондарчук)

Кадр из к/ф "Тихий Дон"
Кадр из к/ф "Тихий Дон"

Классик отечественного кино Сергей Бондарчук вынашивал идею экранизировать “Тихий Дон” на протяжении нескольких десятилетий – впервые этот замысел родился у него еще в 1960-х, во время подготовки “Войны и Мира”. Тогда режиссер заручился поддержкой самого Михаила Шолохова, однако не получил благословения своего ВГИКовского учителя Сергея Герасимова, в результате чего проект пришлось отложить на неопределенный срок. К своей задумке Бондарчуку удалось вернуться лишь в перестроечные годы – правда, из-за развала советского кинопроката денег на постановку в СССР не нашлось, и режиссеру пришлось заключить контракт с итальянскими и английскими продюсерами на производство международной экранизации. Именно это обстоятельство и стало главной “палкой о двух концах” и в значительной степени разочаровало отечественного зрителя – согласно условиям контракта, главные роли должны были исполнять зарубежные актеры, а языком фильма был выбран английский, в результате чего русскоязычной части исполнителей пришлось спешно переучивать свои роли. Съемки и монтаж продолжались около полутора лет, однако на завершающем этапе продюсерская компания заявила о своем банкротстве, и все материалы картины были конфискованы банком-кредитором. В 1994 году Сергей Бондарчук ушел из жизни, и судьба его последней работы повисла в воздухе на многие годы. Лишь в 2005 году Первый канал смог выкупить рабочие материалы, из которых сын режиссера Федор Бондарчук смонтировал 7-серийную версию фильма, премьера которой состоялась в 2006 году.

4. “Невечерняя” (“Любимая моя жизнь!”, 2003 – ? гг., реж. М. Хуциев)

Кадр из к/ф "Невечерняя" ("Любимая моя жизнь!")
Кадр из к/ф "Невечерняя" ("Любимая моя жизнь!")

Как и Алексей Герман, неспешным стилем работы отличался классик оттепельного кино Марлен Хуциев – в частности, его последний фильм “Невечерняя” (также известный под рабочим названием “Любимая моя жизнь!”) находится в производстве уже более 16 лет. Идея снять картину о встречах Л. Н. Толстого и А. П. Чехова возникла у Хуциева еще в начале нулевых, и в 2003 году лента была запущена в производство. С тех пор съемки неоднократно останавливались из-за недостатка финансирования, уже отснятый материал переснимался из-за смены натуры, а съемочная группа то распадалась, то собиралась вновь. Картина даже пережила смену базовой технологии кинопроизводства – ее начинали снимать на пленку, а заканчивали уже на “цифру”. Основной объем работы был завершен в 2015 – 2018 годах, и в последние месяцы жизни режиссер занимался шлифовкой и доработкой материала. К сожалению, Хуциев так и не увидел своей ленты на экранах – режиссер ушел из жизни в 2019 году, – однако мы будем надеяться, что “Невечерняя” увидит свет в обозримое время и станет настоящим событием в отечественном кинематографе.

5. “Шинель” (1981 – ? гг., реж. Ю. Норштейн)

Кадр из м/ф "Шинель"
Кадр из м/ф "Шинель"

Наконец, последний герой нашей подборки – не фильм, а мультфильм, однако его судьба впечатляет не меньше, чем участь вышеперечисленных “долгостроев”. Легендарный отечественный мультипликатор Юрий Норштейн задумал экранизировать “Шинель” Н. В. Гоголя еще в 1981 году – с тех пор прошло 38 лет, однако картина все еще находится в производстве. Причиной такого длительного съемочного периода во многом стала выбранная технология – мультфильм создается в сложной перекладочной технике, подразумевающей использование нескольких стеклянных панелей для создания трехмерной покадровой анимации. Интересно, что производство мультфильма ведется фактически в домашних условиях, а съемочная группа состоит из трех человек – самого Норштейна, его жены Франчески Ярбусовой и оператора Максима Граника. Более того, мультипликатор принципиально не использует компьютерную графику и другие современные технологии и даже самостоятельно проявляет черно-белую пленку (лабораторий по обработке такой пленки в Москве уже не осталось). Надо сказать, что “Шинель” уже сумела побить рекорд английского мультфильма “Вор и сапожник”, снимавшегося на протяжении 29 лет, и стала одним из главных анимационных “долгостроев” в мире. На данный момент готово около половины ленты, а сроки завершения работы по-прежнему неизвестны, однако мы будем надеяться, что в обозримом будущем сможем увидеть “Шинель” на экранах и убедимся, что такое длительное ожидание было не напрасным.

Если вам понравилась статья, предлагаем вам поставить “лайк” и подписаться на наш блог – так вы не пропустите наши новые публикации. И не забывайте комментировать понравившиеся темы!

Читайте другие наши статьи об отечественном кино: