Найти тему
Кинолог Александр Смирнов

Правда ли, что у лабрадоров удален «ген агрессии»?

Никому из тех, кто всерьез говорит подобные вещи, не приходит в голову, что ген- не аппендикс, его так просто не отрежешь. Фото @kinologsmirnov.ru
Никому из тех, кто всерьез говорит подобные вещи, не приходит в голову, что ген- не аппендикс, его так просто не отрежешь. Фото @kinologsmirnov.ru

«Слышала, что у лабров ген агрессивности удалён. Моя собака, видимо, в это время была где-то в другом месте. Правда ли то, что говорят?»

С вашей собакой все в порядке: при раздаче генов она была как раз там, где нужно, никуда не уходила. И ей достались все гены, которые должны были достаться. Источник сведений понятен: наверняка всем известны вечерние собачьи тусовки, где среди обычных хозяев попадаются доморощенные «знатоки», любящие порассуждать об актуальных проблемах кинологии. Собираясь стайками на прогулке, они козыряют друг перед другом обрывками знаний, часто выдавая додуманное за действительное.

Я предпочитаю обходить эти группы по интересам стороной. Мне не хочется слышать совершенно фантастические рассуждения о питании, лечении или методах решения проблем, зачастую плавно переходящие в навязчивые «советы бывалых». На таких тусовках среди прочих ведутся разговоры и об «удаленности» тех или иных генов: агрессии, охоты, избыточного лая, копания ям и черт его знает чего еще. Знатоки, которые всерьез рассуждают о таких вещах, вряд ли понимают, насколько наивно звучат их слова. Никому из них не приходит в голову, что ген это не аппендикс, его так просто не отрежешь.

У нормальных владельцев собак, которые привыкли читать полезные статьи дальше заголовка, такие рассуждения о генетике вызывают недоумение. Их нельзя назвать правдой даже с большой натяжкой, это часть ядовитого мифологического тумана, который плотно окружает жизнь собак в целом и их поведение в частности.

Человек так устроен: он слишком многого не понимает и поэтому придумывает для себя кажущиеся правдоподобными объяснения. Благо, что сами собаки не могут их ни подтвердить, ни опровергнуть. Сложности в этой теме начинаются уже на этапе постановки вопроса. Чтобы прояснить ситуацию, мне придется немного позанудствовать, но зато я надеюсь дать максимально понятное объяснение.

Генетика слишком сложная штука, чтобы быть темой для досужих рассуждений на собачьей прогулке. Не секрет, что даже ученые, всю жизнь занимающиеся проблемой модификации генов, не всегда понимают, что получится в результате их действий. Зачастую они действуют почти вслепую, а процент успешных попаданий во многих случаях близок к статистической погрешности. Я думаю, многие бы удивились, узнав, какое количество «нужных» результатов было получено случайно.

Современные исследования в области генетики показывают, что выделить один ген, отвечающий за какую-то конкретную функцию организма, невероятно сложно. Некоторые ученые даже склоняются к мнению, что действие генов зависит от контекста, а каждая функция определяется сочетанием влияния огромного количества генов. В свете этого само словосочетание «ген агрессии» представляется некорректным.

Получается, что можно говорить не об «отсутствии гена», а лишь о способности или неспособности той или иной породы собак проявлять агрессию. Но даже такая, более аккуратная, формулировка не может быть до конца корректной и в общем лишена смысла.

Дело в том, что каждое существо, каждый организм приходит в этот мир, обладая целым набором встроенных инструментов, обеспечивающих возможность выживания и продолжения рода. Эти инструменты очень простые и грубые, но именно поэтому чрезвычайно эффективные. Они стоят над сознательным поведением, таким образом, не нуждаясь в контроле при запуске, а значит и в дополнительном времени на принятие решения.

Базовые умения следовать за родителями, реагировать на опасность или определять признаки подходящего полового партнера не приобретаются в процессе обучения, а являются врожденными. Точно так же, как и способность проявлять агрессию.

В представлении многих людей агрессия это обязательно злобный оскал или попытка растерзать всякого, кто попадется на пути. Такое восприятие агрессии сразу придает ей откровенно негативную окраску, хотя на самом деле она может иметь бессчетное форм и, как правило, выступает скорее в роли щита, а не меча.

При здравом рассуждении становится понятно, что агрессия является важнейшей частью базовой стратегии выживания, наряду с умением сотрудничать и учиться. Благодаря ей организм имеет возможность защищаться и охранять добытые ресурсы, подавлять соперников и защищать потомство.

Тогда почему одни собаки более склонны проявлять агрессию, а другие менее? Все дело в задачах, которые ставились при выведении той или иной породы. Большинство пород собак выводились не для развлечения, а с сугубо практической целью: помогать человеку в определенном деле. Охранять имущество, пасти овец, ловить нарушителей, охотиться на лис или, как в случае с лабрадором, приносить добычу. Естественно, в ходе выведения человек делал акцент на отсутствии или наличии у собаки определенных качеств.

К примеру, для лабрадора наличие способности легко проявлять агрессию гораздо менее важно, чем для терьера. Более того, даже скорее нежелательно, чтобы эта способность была сильно выражена. Это важно потому, что при охоте на мелкую дичь собака должна не просто найти и принести добычу, но и оставить ее целой, а не пожеванной. Понятно, что лабрадоры, как и большинство пород, не бегали по лесам и не были одомашнены в том виде, в котором они существуют сейчас. Они выведены человеком искусственно, путем тщательной селекции.

Очень приблизительно этот процесс можно описать следующим образом. Чтобы в итоге получить собаку, обладающую набором нужных качеств, заводчикам было необходимо провести колоссальную работу по отбору и скрещиванию различных пород, не только обладающих нужными характеристиками, но и способных передать их потомству. Среди щенков, устойчиво проявляющих искомые способности, заводчики поколение за поколением тщательно отбирали и пускали в разведение только тех, кто обладал, помимо прочего, более выраженным стремлением к сотрудничеству с человеком и менее выраженным стремлением проявлять агрессию. Именно менее выраженным и легко контролируемым, но не отсутствующим!

Результатом этой работы стало появление современных лабрадоров. По сравнению с другими породами они обладают более мягким характером и менее склонны проявлять агрессию. Лабрадоры добродушны, слегка неуклюжи и очень упрямы. Но ни в коем случае нельзя считать их собаками, абсолютно неспособными проявлять агрессию. Несмотря на сотни лет селекции, лабрадор остается полноценным псом.

Да, он более терпелив и гораздо лояльнее относится к выпадам в свой адрес, во многих случаях предпочтет отойти, а не ввязываться в драку. При этом, как и любая другая собака, лабрадор может в случае необходимости оскалиться, зарычать и даже укусить. Просто для того, чтобы это произошло, нужно потратить гораздо больше усилий, чем в случае с тем же терьером.

Другими словами, порог появления агрессии у лабрадора выше, чем у многих других собак и в обычных обстоятельствах возникает ощущение, что эта порода в принципе не способна ее проявлять.

Я слышал об умельцах-кинологах, которые всерьез занимаются обучением лабрадоров навыкам собаки-телохранителя. Не думаю, что это разумное занятие. Безусловно, приложив определенные усилия можно получить результат, но вот надо ли? Заводчики потратили много сил, чтобы вывести эту породу, сознательно делая ее малопригодной для такой деятельности. Кому и что кинолог, обучающий лабрадора охране, хочет доказать? Для лабрадоров такая работа будет чрезмерной нагрузкой на нервную систему, которая может привести к непредсказуемым сбоям в поведении.

Любите своих собак. А с остальным мы обязательно разберемся.

***

Понравилось? Обязательно подпишитесь: дальше будет еще интереснее. Меня зовут Александр Смирнов, я дипломированный клинический психолог. Последние двадцать лет практикую как кинолог - это занятие оказалось гораздо интереснее. Подробнее на моем сайте kinologsmirnov.ru. Вопросы, предложения и заявки на консультации отправляйте по мейлу help@kinologsmirnov.ru. Если хотите пообщаться лично, звоните +7 (921) 921-09-11. Расскажу все, что потребуется.