Найти тему

«Мадонна Бенуа»: авангард своего времени

Оглавление

«Мадонна Бенуа» — ранняя работа да Винчи. Ее датируют 1480 годом, когда мастеру было 26 лет. Вероятно, это первая самостоятельная картина Леонардо. Но это не помешало художнику создать гениальный образ, отличавшийся от мадонн раннего Возрождения. В чем заключается эта новизна?

Леонардо да Винчи. «Мадонна Бенуа», 1478-80
Леонардо да Винчи. «Мадонна Бенуа», 1478-80

Новаторство «Мадонны Бенуа»

Первое, чем Леонардо удивил современников, — это простой и лиричный образ Мадонны. Ранее подобные сюжеты было принято подавать в сложной композиции — со множеством фигур и символичных деталей, а все герои на них были серьезными.

Здесь — совсем другое дело. Если бы не нимбы над головами, Марию с младенцем можно было бы принять за обычную флорентийскую девушку, которая любуется своим малышом. Одежда и прическа типичны для того времени. Мастер не делает героиню красавицей, но придает ей черты реальной модели. Есть даже предположение, что нимбы были пририсованы позже кем-то другим.

Еще больше реалистичности картине придают эмоции Марии. Она открыто улыбается и наслаждается счастьем материнства. Цветок, который она протягивает младенцу, символизирует распятие, но молодая мама определенно не догадывается об этом.

Леонардо да Винчи. «Мадонна Бенуа», 1478-80
Леонардо да Винчи. «Мадонна Бенуа», 1478-80

Реалистичность света

Второе новшество — включение конкретных источников света, которые позволяют проработать светотени, придать изображению объем и реалистичность. Ранее свет был абстрактным и шел ниоткуда (или отовсюду), а образы получались статичными и плоскими.

Здесь мы видим маленькое окошко, которое недостаточно освещает помещение. Фон остается темным и делает изображение более камерным. Основной источник света находится за пределами картины — слева вверху. От него образуются выразительные тени на теле младенца и на складках одежды.

Масляные краски

Третье оригинальное решение — работа с масляными красками, которые только-только появились во Флоренции, и изменение традиционной цветовой гаммы. Ранее Марию обычно облачали в красные драпировки, а цвета использовали яркие. Леонардо в «Мадонне Бенуа» отказывается от привычной пестроты. Даже с учетом того, что его краски за 500 лет поблекли, видна их изначальная деликатность.

Мастер отдает предпочтение голубовато-зеленым и охристым оттенкам, сосредоточившись на игре теплых и холодных тонов. Также он более точно, чем ранее, передает фактуру материалов.

Картина 26-летнего художника оказала большое влияние на его современников. Подобные образы появляются у Рафаэля, Лоренцо ди Креди и Джованни Больтраффио.

Джованни Больтраффио, «Мадонна с розой», ок. 1490
Джованни Больтраффио, «Мадонна с розой», ок. 1490
Рафаэль. «Мадонна с гвоздиками», около 1507
Рафаэль. «Мадонна с гвоздиками», около 1507
Лоренцо ди Креди. «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем»
Лоренцо ди Креди. «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем»

В Настоящее время «Мадонна Бенуа» — гордость коллекции Эрмитажа. Критики находят в ней несовершенства, свойственные кисти неопытного художника. Фигуру младенца называют непропорциональной, рот Марии — слишком маленьким. И все же это гениальная картина, потому что вызывает близкие и понятные нам эмоции даже спустя полтысячелетия.

Если статья вам понравилась, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! Также рекомендую почитать о другой картине эпохи Возрождения: «Донна Велата» Рафаэля.