Фильм о восстании, вспыхнувшем в 1905 году на броненосце "Князь Потемкин Таврический" входит в топ-лист мирового кинематографа. Даже Чарли Чаплин высоко ценил эту картину. Разбираемся, чем фильм так ценен.
- Вместо звезд – живые люди.
Сергей Эйзенштейн был ярым сторонником реализма. Идеальные лица актеров ему нравились значительно меньше, чем простых людей. Так что для фильма он старался выбирать либо более-менее “простых” актеров либо и в самом деле обычных людей, не связанных с киноиндустрией.
- Рекордные сроки
Фильм был снят всего за три месяца. А монтаж занял всего три недели.
- Первое цветное кино
Ярко-красный советский флаг, развевающийся на броненосце, заходящем в одесский порт, – один из ключевых кадров фильма и по-настоящему революция в советском кинематографе. Красили его вручную: кадр за кадром. До этого цвета не было ни в одной картине.
- Революция в революции
Фильм революционен не только по форме и технике производства. Он сам – призыв к действию. Картина снята настолько воодушевляюще, что мало кого может оставить равнодушным. Эйзенштейн вообще не любил кино ради кино – он был твердо убежден, что всяка картина должна быть снята ради какой-то цели, а не быть просто набором кадров и эпизодов.
- Знаменитый эпизод с лестницей
Еще один кадр, ставший классикой – длинная 200-ступенчатая одесская лестница. Говорят, идея этого эпизода родилась у Эйзенштейна, когда он ел вишню, сидя на этой лестнице, и наблюдал за скачущими по ступенькам косточки. После выхода фильма лестницу окрестили “Потемкинской”.
- Эйзенштейн изобрел новый вид монтажа
Новый вид склейки кадров: все самые эмоциональные эпизоды соединены единым монтажом для усиления эффекта.
- Великая озвучка
Когда фильм впервые выходил, он был немым. Озвучивали его таперы, игравшие прямо в зале. Среди таких исполнителей были и выдающиеся имена – например, Дмитрий Шостакович. Кстати, он позже написал музыку к этому фильму.